Рост военной опасности 1927-1929 гг.
План Юнга
План Юнга, это второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса. Был принят на Гаагской конференции по репарациям 1929—1930 годов.
- В конференции принимали участие Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия и Япония.
- США официально не участвовали в работе конференции. США являясь инициатором плана Юнга.
- План был разработан группой из 14 финансовых экспертов.
- По два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии. Во главе был американец Оуэн Юнг.
План отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии.
Оуэн Юнг (1874 – 1962) — американский промышленник, предприниматель, юрист и дипломат. Он в 1929 году разработал и выдвинул второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны. Этот план назван — План Юнга.
Статьи на тему: Рост военной опасности 1927-1929 гг.
Обострение борьбы за рынки сбыта и источники сырья
План Юнга (7 июля 1929 г.)
Гаагская конференция (6 — 31 августа 1929 г.)
Рост реваншизма в Германии
Вооружение Германии
Борьба за пути из Европы в Азию
Борьба за преобладание в Средиземном море
Борьба за господство на Тихом океане
Гонка вооружений
Вопрос о разоружении в Лиге наций
Советская делегация в Женеве
Пакт Бриана — Келлога (27 августа 1928 г.)
Отношение СССР к пакту Келлога
Московский протокол (9 февраля 1929 г.)
Провал антисоветских провокаций и провокаций и происков поджигателей войны
Потемкин Владимир Петрович осветил тему — Рост военной опасности 1927-1929 гг.
- Обострение борьбы за рынки сбыта и источники сырья.
К вооружённой борьбе за «сферы влияния», за новые внешние рынки, за источники сырья, за пути к ним напряжённо готовились прежде всего те государства, которые были недовольны версальским переделом мира, — Германия, Италия, Япония.
Проблема захвата новых рынков сбыта острее всего стояла перед Германией.
- План Дауэса и Локарнские соглашения позволили ей укрепить и перестроить свою экономику и не только достигнуть довоенного хозяйственного уровня, но и превысить его.
Что способствовало быстрому росту германского финансового капитала?
- Предоставление Германии крупного займа в размере около 800 миллионов долларов.
- Приток иностранных и возвращение германских капиталов.
- Стабилизация марки.
- Заключение выгодных торговых договоров.
- Техническая реорганизация и рационализация промышленности.
Речь на приёме дипломатического корпуса и её последствия
1 января 1928 г., в речи на новогоднем приёме дипломатического корпуса, Гинденбург поднял вопрос об эвакуации Рейнской области союзными войсками.
- С тем же требованием выступил и Штреземан 30 января 1928 г. в своей речи в Рейхстаге.
- Он заявил, что укреплению нормальных отношений Германии с Францией и созданию действительных гарантий безопасности мешает оккупация германской территории.
- Штреземан уверял, что Германия в принципе готова и дальше выполнять свои финансовые обязательства по плану Дауэса.
- Но он предупреждал, что делать это будет всё труднее.
- По его словам, оккупация Рейнской области вызывает угрожающий рост недовольства в Германии.
2 февраля 1928 г. с ответным заявлением выступил во французском Сенате Бриан.
- Он напомнил, что оккупация Рейнской области была одним из мероприятий, гарантирующих выполнение Версальского договора.
В частности оккупация имела целью обеспечить разоружение Германии и выплату ею репараций.
Всем известно, что германское правительство не выполняет своих обязательств.
Поэтому и Франция не может пойти на преждевременную эвакуацию Рейнской области, чтобы тем самым не ослабить гарантий своей безопасности.
Что заявило английское правительство?
Со своей стороны и английское правительство заявило в Палате общин 9 февраля 1928 г., что не может эвакуировать свои войска, пока в Рейнской области находятся войска других союзников.
Тем не менее оно приветствовало бы достижение общего соглашения по этому вопросу.
Обсуждение Лиги наций
Оба вопроса — об эвакуации Рейнской области и о репарациях — переданы были на обсуждение Лиги наций. Здесь было решено подвергнуть их изучению в смешанной комиссии экспертов.
30 октября 1928 г. германские послы в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Риме, Брюсселе и Токио обратились к соответствующим правительствам с просьбой ускорить назначение комиссии экспертов для окончательного и полного урегулирования репарационного вопроса.
Германская дипломатия требовала назначения в комиссию «независимых экспертов» и обязательного участия в ней представителя США. Соединённые штаты не находились в числе претендентов на германские репарации. Однако они являлись главным кредитором Германии и разместили в ней значительные капиталы. Непосредственный интерес для США представляло своевременное получение процентов на вложенные в Германии средства. Поэтому германская Дипломатия и возлагала некоторые надежды на вмешательство американцев.
США, заинтересованные в укреплении экономического положения своего должника — Германии, соглашались с пересмотром репарационной проблемы. Английское и французское правительства со своей стороны дали согласие на новое обсуждение этого вопроса. Они стремились помешать тем самым сближению Германии и США.
План Юнга (7 июля 1929 г.). 22 декабря 1928 г. правительства Англии, Бельгии, Италии, Франции и Японии опубликовали официальное сообщение об учреждении комитета экспертов по репарационному вопросу. Первое заседание комитета состоялось 11 февраля 1929 г. В состав его вошли 14 экспертов — по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии. Председателем комитета был избран американский эксперт Оуэн Юнг один из авторов плана Дауэса.
Гаагская конференция 1929 года
Гаагская конференция (6 — 31 августа 1929 г.). План Юнга был подвергнут обсуждению на международной конференции, открывшейся в Гааге 6 августа 1929 г.
На ней были представлены 12 государств: Франция, Англия, Германия, Бельгия, Италия, Япония, Чехословакия, Югославия, Польша, Румыния, Греция и Португалия.
С декларацией о задачах конференции выступил Бриан. С обычным пафосом он заявлял, что в успехе конференции заинтересованы не только участвующие в ней страны, но и всё человечество. «Повсюду уже убедились в том, — восклицал Бриан, — что война не принесла ничего хорошего даже победителям».
После Бриана лицемерно-пацифистскую декларацию огласил Штреземан. Он выразил надежду, что Гаагская конференция послужит задачам организации всеобщего мира и что «экономические результаты конференции должны повлечь за собой и политические последствия».
Так лирически звучали речи дипломатов. Но вот заговорили «люди дела», и дипломатическая идиллия сменилась суровой прозой.
31 августа 1929 г. участники Гаагской конференции подписали протокол, принципиально одобривший план Юнга. Окончательное его принятие оформлено было на второй Гаагской конференции, 20 января 1930 г.
Рост реваншизма в Германии
План Юнга вызвал тем не менее крайнее недовольство в Германии.
Президент Гинденбург счёл необходимым выступить со специальным обращением к германскому народу.
Принятие плана Юнга он объяснял военной слабостью Германии и угрозой серьёзного экономического кризиса, перед которым якобы стояла страна.
Всё же президент доказывал, что план Юнга является для Германии шагом вперёд, ибо открывает перед ней новые возможности борьбы.
Сенсационный документ — меморандум
В январе 1929 г. в английской печати появился сенсационный документ — меморандум германского министра рейхсвера генерала Тренера о постройке немецкого «броненосца А».
Тренер обосновывал, между прочим, своё требование тем, что мероприятия Польши в пограничной зоне имеют характер подготовки плацдарма для наступления против Германии.
Взаимоотношения между Германией и Польшей становились всё более напряжёнными. В феврале того же года польские власти в Верхней Силезии арестовали по обвинению в государственной измене лидера немецкого меньшинства.
Вооружение Германии
Дело не ограничилось агрессивными выступлениями немецких националистов. Происходило усиленное вооружение Германии.
Несмотря на ограничения Версальского договора, ассигнования на военные цели из общего государственного бюджета страны возрастали из года в год.
В 1925 г. расход Германии на армию и флот составлял 490,9 миллиона марок. К 1928–1929 гг. он почти удвоился, достигнув суммы 827 миллионов марок.
Борьба за пути из Европы в Азию
Опасность военных осложнений в Европе явно возрастала. Одновременно обострялась борьба империалистических интересов вокруг не разрешённых ещё проблем вне Центральной Европы.
Борьба за преобладание в Средиземном море. Стремясь сохранить преобладание английского флота в Средиземном море, английская дипломатия добивалась выгодного для Англии размежевания сфер влияния держав на путях в Азию и Африку.
Дипломатия
Английская дипломатия продолжала поддерживать Италию против Франции, стремясь занять роль арбитра в отношениях между этими двумя соперниками. Благодаря поддержке Англии Италия смогла завершить переговоры с Абиссинией выгодным для неё соглашением.
2 августа 1928 г. был подписан итало-абиссинский договор о дружбе и торговле. Для Италии он нужен был как средство успокоить тревогу Абиссинии, а тем временем закрепить в ней свои экономические позиции и более планомерно подготовиться к её военному захвату.
Борьба за господство на Тихом океане. Наряду с борьбой за преобладание на средиземноморских путях обострилась и борьба за господство на Тихом океане.
Вашингтонская конференция 1921–1922 гг.
Его добивались Япония, США и Англия. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. укрепила дипломатические позиции США и изолировала Японию, добившись расторжения её союза с Великобританией.
Договор девяти держав установил принцип «открытых дверей» в отношении Китая.
Особым договором четырёх держав — Англии, США, Японии и Франции — гарантировалась неприкосновенность островных владений этих держав на Тихом океане.
Все эти договоры и соглашения составляли основу вашингтонской системы, на которой наряду с версальской держался послевоенный status quo.
Гонка вооружений. Усиление военной опасности приводило во всех странах к гонке вооружений. Военные расходы отдельных государств по сравнению с их бюджетными ассигнованиями накануне первой мировой войны возросли не менее чем в два-три раза.
По данным Лиги наций, в 1928 г. численность войск после войны не только не уменьшилась, но значительно увеличилась.
В меморандуме советской делегации, представленном 30 ноября 1927 г. в Лигу наций, было отмечено, что страны-победительницы и нейтральные государства увеличили после первой мировой войны свои армии на 1180 тысяч человек.
В одном только 1929 г. Европа израсходовала на вооружение 524 миллиона фунтов стерлингов. Стоимость вооружений стран всего мира достигла в этом году 890 миллионов фунтов стерлингов.
Вопрос о разоружении в Лиге наций. Рост военной опасности.
Гонка вооружений во всём мире вызывала беспокойство самых широких масс. Стремясь усыпить эту тревогу, дипломатия империалистических стран старалась замаскировать военные мероприятия своих правительств при помощи широковещательных дискуссий о разоружении и демагогической пропаганды пацифизма.
Организующим центром империалистического пацифизма являлась Лига наций с её проповедью «мира», «запрещением» войны, требованием разоружения.
Ещё 6-я сессия Лиги наций 25 сентября 1925 г. вынесла Резолюцию о подготовке конференции по сокращению и ограничению вооружений.
В течение двух лет различные комиссии а подкомиссии Лиги наций обсуждали этот вопрос. К участию в подготовительной комиссии, а затем и на конференции по Разоружению было решено пригласить и не членов Лиги — США и Советский Союз.
Первая сессия подготовительной комиссии открылась в мае 1926 г.
Советская делегация в Женеве.
В первых трёх сессиях подготовительной комиссии советская делегация участия не принимала, заседания комиссии происходили в Швейцарии, с которой после убийства Воровского советское правительство прервало всякие отношения.
Лишь после того как швейцарское правительство принесло свои извинения и выразило сожаление по поводу убийства Воровского, советская делегация 30 ноября 1927 г. прибыла в Женеву.
На первом те заседании комиссии она огласила декларацию, в которой разоблачала полную бесплодность работы Лиги наций по разоружению.
Декларация содержала предложение провести в жизнь программу полного разоружения путём немедленного заключения соответствующей конвенции.
Советская делегация предлагала распустить весь личный состав сухопутных, морских и воздушных вооружённых сил, уничтожить боеприпасы и прочие средства вооружения, прекратить сборы для обучения военному делу, отменить законы об обязательной военной службе, закрыть военные заводы, прекратить отпуск средств на военные цели и т. п.
Работа 4-й сессии была быстро свёрнута.
Рост военной опасности продолжался
На сессии был образован комитет безопасности, которому поручалось заняться рассмотрением проблем безопасности и разоружения. Советская делегация ограничилась посылкой в комитет безопасности своего наблюдателя.
Подлинная позиция германской делегации по вопросу о разоружении прикрывалась достаточно грубой маскировкой. Немцы были заранее уверены, что предложение о всеобщем разоружении будет отклонено.
Поэтому, используя пацифистские лозунги, они требовали радикальной постановки этого вопроса. Они рассчитывали, что затянувшееся обсуждение этой проблемы даст Германии основание настаивать на свободе действий в области вооружения.
Советская делегация ставила вопрос о разоружении на принципиальную и практическую почву.
Это вызывало крайнее раздражение, которые пытались длинными и бесплодными дискуссиями прикрыть подготовку войны.
Источник: Потемкин Владимир Петрович, Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.)