Проксения

Проксения

  • Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство.
  • Проксения, это древнегреческое международное право, общественное гостеприимство.
  • Проксения, сложившаяся к V веку до н. э., имела политическое значение, особенно важное при дипломатических сношениях

Обычной практикой становится дарование проксении тем, кто оказал какие-то услуги гражданам полиса.

Полис — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом «полис», особая форма политической организации общества.

Вносить предложение в народное собрание о назначении проксеном должен был тот, кто получил эти услуги, то есть сохранялся личный характер этой формы межполисных отношений.

Частое упоминание проксении в источниках говорит о том, что она была широко распространена и воспринималась как неотъемлемая часть общественной жизни.

 

В литературных источниках самое раннее известное употребление этого термина встречается у

  • Пиндара (Olymp. IX, 83; Isthm. IV, 8: Nem. VII, 65).
  • Вакхилида (9, 76).
  • Эсхила (Aesch. Suppl. 239, 419, 491, 919, 920).

 

  • Пиндар — один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включён в канонический список Девяти лириков учёными эллинистической Александрии. Им особенно восхищался Гораций.
  • Вакхилид — греческий поэт, представитель торжественной хоровой лирики. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.
  • Эсхил — древнегреческий драматург оказавший существенное влияние на становление европейской трагедии.

 

Проксения — гостеприимство

Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами.

Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий.

Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города.

Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену.

  • Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира.

Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества — Зевса-Ксения (гостеприимца).

Дипломатия древней Греции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *