Порядок заключения договоров в XI — XIII веках
- Тексты между — княжеских договоров XI—XIII веков не сохранились, но содержание их может быть в известной мере восстановлено.
Договоры о союзе. Порядок заключения договоров в XI — XIII веках
- В договоре 1152 года киевского князя Изяслава Мстиславича с галицким князем Владимиром Володаревичем союзнические отношения определялись в следующих выражениях:
Володарь обязывался «с Изяславом быть и от него не отлучаться, ни в добре, ни в лихе, но всегда с ним быть».
- В других случаях дело шло о вассальных отношениях.
- Формула вассальной зависимости так выражена в обращении того же Владимира галицкого к Изяславу:
«Кланяюсь тебе! Прими меня, как сына своего Мстислава, так и меня. Пусть ездит Мстислав подле твоего стремени с одной стороны, а с другой стороны подле твоего стремени еду я со всеми своими полками».
- Из отдельных пунктов договоров следует отметить обязательство выдачи смердов (крестьян) и холопов, захваченных во время войны.
- При методах тогдашних феодальных войн, сопровождавшихся угоном населения и скота, в неприятельской стране иногда не оставалось «ни челядина, ни скотины». Другим таким пунктом был возврат награбленного имущества.
Договоры, как международные, так и между княжеские, утверждались, как сказано, целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот».
- Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал.
- Естественно, что гарантия крестного целования была лишь условной, поскольку вся она держалась только на уважении к предмету культа и имела исключительно моральный характер.
В 1152 году галицкий князь Владимир Володаревич не выполнил договора, скрепленного целованием «креста св. Стефана».
- Когда Изяслав послал к нему одного из своих приближенных с «крестными грамотами» напомнить о его клятве, то он отвечал пренебрежительно: «сей ли крестец мал!»
«Княже, — сказал ему на это посол, — если крест мал, то сила его велика».
- И напомнил вольнодумцу, что он целовал не простой, а чудесный крест, и если отступит от клятвы, принесенной на этом кресте, то «не будет жив».
- На это Владимир хладнокровно ответил: «вы о том досыта молвили, а теперь полезь вон!»
Таким образом, одного крестного целования было недостаточно.
Для большего впечатления клятву приносили на «раке», т. е. у гробницы того или иного почитаемого святого, например, у раки патронов княжеской династии «святых» Бориса и Глеба.
Требование заложников
- Наконец, прибегали к требованию заложников, или «талей». Обычно выдачей заложников с обеих сторон обеспечивалось соблюдение договора половцами, которых русские всегда подозревали в коварстве.
- Заложниками же обеспечивался правильный ход предварительных переговоров с половцами.
В 1095 году пришли половецкие ханы Итларь и Кытан для переговоров в Переяславль к Владимиру Мономаху и стали вне города.
- Владимир дал «в тали» своего сына Святослава, а Итларь с лучшей дружиной вошел в город. Судя по договору 1195 года — к заложничеству прибегали и при переговорах с немцами.
- Но бывали случаи, когда и соглашения между русскими землями скреплялись выдачей заложников. Так, в 1139 году новгородцы, просившие у Всеволода Ольговича в князья сына, «пустили к Всеволоду детей своих в тали».
- О неприкосновенности заложников говорится в договоре 1195 года, где за убийство «таля» устанавливался двойной штраф.
- На практике с заложниками не всегда церемонились. Когда Итларь в качестве заложника находился в Переяславле, Дружина Владимира Мономаха советовала князю воспользоваться случаем и перебить итлареву дружину.
Владимир колебался. «Как могу это сотворить, после того, как им поклялся?» — говорил он.
«Князь, нет в том греха, — возражала Дружина. — Они всегда ведь преступают клятву, а губят землю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно».
- Ночью был подослан отряд в стан Кытана, сперва выкрали Святослава Владимировича, а потом убили Кытана и избили его дружину.
- На следующее утро ничего не подозревавшего Итларя со свитой зазвали в избу к одному из княжеских дружинников, заперли и через разобранную крышу перестреляли всех из луков.