Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания

Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания

Французская дипломатия

Во времена абсолютной монархии министерство иностранных дел и посольства были организованы так, чтобы служить для абсолютной монархической власти послушным орудием ее политики.

Министр иностранных дел назначался монархом и был ответственен только перед ним.

 

Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания. 

Послы и министры назначались обычно из аристократических фамилий, тесно связанных с двором.

  • Чиновники министерства подбирались чаще всего из тех, члены которых уже служили в министерстве или при дворе.
  • Попав в министерство, они служили там до конца своих дней. То были большей частью люди надежные, покорные, верные и хорошо обеспеченные жалованьем.

 

Министерство состояло из двух управлений, разделенных по территориальному признаку.

  • Первое вело переписку с государствами Западной и Центральной Европы и Америки.
  • Второе — с Восточной и Южной Европой и скандинавскими государствами.

 

После взятия Бастилии Национальное собрание, опираясь на принцип народовластия.

Стало вмешиваться в дипломатию королевского министерства, стремясь подчинить ее своим целям.

От случая к случаю Национальное собрание издавало декреты по поводу сообщений министра иностранных дел о внешних делах.

В мае 1790 г. Национальное собрание резко столкнулось с королевской властью из-за вопросов внешней политики.

  • В это время возникла угроза войны между Испанией и Англией из-за притязаний на часть тихоокеанского побережья Северной Америки.

Весной 1790 г. обе стороны готовились к войне.

В силу союзного «фамильного договора» 1761 г. испанский двор потребовал помощи от Людовика XVI.

  • Министр иностранных дел сообщил Национальному собранию о намерении короля вооружить флот против Англии.
  • Его заявление вызвало в Национальном собрании целую бурю.
  • Буржуазия негодовала на испанскую политику, не допускавшую французских товаров в испанские колонии, и не сочувствовала «фамильному договору».
  • Она видела в нем лишь династический союз. Многие основательно думали, что король под предлогом войны с Англией хотел попросту увеличить вооруженные силы для борьбы с революцией и с помощью их разогнать Национальное собрание.

Левая часть Национального собрания решила отнять у короля право объявлять войну и заключать мир.

Национальное собрание постановило, что само будет контролировать дипломатические переговоры и утверждать договоры.

 

Граф де Мирабо (1749 – 1791)

  • Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо — деятель Великой Французской революции.
  • Один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции.
  • Сын известного французского экономиста и философа — Виктора Рикети де Мирабо.
  • Брат Андре де Мирабо.

 

Декларация прав человека и гражданина

  • Декларация прав человека и гражданина была сочинена Мирабо.
  • Он протестовал против немедленного её обсуждения.
  • Он считал необходимым, чтобы Декларация прав составила первую главу конституции.

Мирабо требовал, чтобы окончательная редакция её была отложена до того времени, когда остальные части конституции будут вполне выработаны, так как в противном случае предисловие может оказаться противоречащим содержанию книги.

  • Но Национальное собрание состояло большей частью из людей, неопытных в практической политике и мечтавших об идеальной конституции.

 

Декларация прав человека и гражданина (фр. Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека.

Декларация была принята Национальным учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 года.

В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения.

Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений.

 

Верная и деятельная память удваивает жизнь. — де Мирабо

 

Граф Мирабо и его действия

  • После горячих прений большую часть депутатов увлек за собой граф Мирабо, который около этого времени начал уже получать тайную субсидию от короля.
  • 24 мая Мирабо добился в Национальном собрании компромиссного решения по вопросу о праве войны и мира.
  • Согласно этому решению только Национальное собрание могло объявить войну и заключить мир, — но лишь в том случае, если король внесет такое предложение.
  • Таким образом, право войны и мира было разделено между королем и Национальным собранием.
  • Во время прений депутаты резко осуждали династическую тайную дипломатию и союзы и заявляли, что Франции нужны только «национальные договоры», со «справедливыми народами».
  • В связи с рассмотрением требований Испании об исполнении «фамильного договора» Национальное собрание создало постоянный комитет для наблюдения за дипломатическими делами.
  • Главой «Дипломатического комитета» стал Мирабо.
  • Дипломатический комитет и Национальное собрание окончательно подчинили себе официальную дипломатию короля и министерства, и крупная умеренная буржуазия стала, наконец, у руководства внешней политикой Франции.
  • По предложению Дипломатического комитета Национальное собрание оставило в силе союз с Испанией, так как он мог понадобиться против Англии.
  • Однако оно устранило из договора все статьи, которые имели наступательный характер. Были оставлены только оборонительные и торговые обязательства.

Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости».

Особым декретом, принятым в декабре 1791 г., было установлено, что «французская нация навсегда отказывается от всякой войны с целью завоевания и никогда не употребит своей силы против свободы какого-либо народа».

  • Завоевательные стремления самой французской буржуазии обнаружились позднее, когда в результате революции власть ее окрепла.
  • В период Национального учредительного собрания власть буржуазии была еще неустойчива: воинственные предприятия могли ее поколебать, и Национальное собрание до своего роспуска осенью 1791 г. сохраняло миролюбивое направление внешней политики и дипломатии.

 

Новый принцип территориальных присоединений

  • Революция распространилась на принадлежавшую папе территорию Авиньона, населенную французами. В апреле 1791 г. население Авиньона потребовало воссоединения его с Францией.

Дипломатический комитет предложил Национальному собранию применить на практике новый принцип территориальных присоединений на основании изъявления воли самим населением.

  • Декретом Национального собрания от 14 сентября 1791 г. Авиньон был присоединен к Франции, «согласно желанию, свободно и торжественно изъявленному большинством коммун и граждан».
  • Присоединение Авиньона еще более обострило отношения не только с Римом, но и с соседними монархическими державами, которые опасались, как бы и их население не пожелало присоединиться к революционной Франции.

С того времени на принцип суверенитета нации, введенный в европейскую международную политику французской революцией, ссылались при издании всех декретов о территориальных присоединениях в ходе революционных войн Франции с коалицией.

  • В то время как официальная дипломатия находилась под надзором Дипломатического комитета Национального собрания, двор вел свои тайные интриги с целью вызвать вмешательство иностранных держав для восстановления абсолютной монархии.
  • Слухи об этом распространялись, и в Национальном собрании и клубах росло недоверие к прежнему дипломатическому персоналу, который тайно помогал королю сноситься с иностранными дворами.
  • В Национальном собрании стали раздаваться требования очистки дипломатического персонала от сторонников абсолютизма.

 

Смена послов

Под давлением этих требований даже Мирабо, втайне продавшийся двору, вынужден был в январе 1790 г. признать необходимость почти полной смены послов Франции при иностранных дворах.

В марте 1791 г. было сменено семь послов.

  • Собрание установило для послов специальную присягу. Некоторые из старых дипломатов отказались ее принести и были отозваны.
  • Сильно скомпрометировала старый дипломатический персонал неудачная попытка бегства короля из Франции летом. 1791 г. Министра иностранных дел обвиняли в соучастии в этом деле.
  • После бегства в Варенн король был временно отстранен от власти, и почти все иностранные дворы прервали сношения с послами Франции.

Боясь дальнейшего развертывания революции, Национальное собрание вновь восстановило власть короля.

По конституции 1791 г. оно предоставило ему ведение всех внешних сношений с правом заключать договоры при условии последующей ратификации их законодательным корпусом.

 

Литература

  • Потемкин Владимир Петрович — Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. — Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания.

Европейская дипломатия в годы Французского Буржуазной Революции (1789-1794 гг.)

Все статьи

Новые статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *