Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания
Во времена абсолютной монархии министерство иностранных дел и посольства были организованы так, чтобы служить для абсолютной монархической власти послушным орудием ее политики.
Министр иностранных дел назначался монархом и был ответственен только перед ним.
Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания.
Послы и министры назначались обычно из аристократических фамилий, тесно связанных с двором.
- Чиновники министерства подбирались чаще всего из тех, члены которых уже служили в министерстве или при дворе.
- Попав в министерство, они служили там до конца своих дней. То были большей частью люди надежные, покорные, верные и хорошо обеспеченные жалованьем.
Министерство состояло из двух управлений, разделенных по территориальному признаку.
- Первое вело переписку с государствами Западной и Центральной Европы и Америки.
- Второе — с Восточной и Южной Европой и скандинавскими государствами.
После взятия Бастилии Национальное собрание, опираясь на принцип народовластия.
Стало вмешиваться в дипломатию королевского министерства, стремясь подчинить ее своим целям.
От случая к случаю Национальное собрание издавало декреты по поводу сообщений министра иностранных дел о внешних делах.
В мае 1790 г. Национальное собрание резко столкнулось с королевской властью из-за вопросов внешней политики.
- В это время возникла угроза войны между Испанией и Англией из-за притязаний на часть тихоокеанского побережья Северной Америки.
Весной 1790 г. обе стороны готовились к войне.
В силу союзного «фамильного договора» 1761 г. испанский двор потребовал помощи от Людовика XVI.
- Министр иностранных дел сообщил Национальному собранию о намерении короля вооружить флот против Англии.
- Его заявление вызвало в Национальном собрании целую бурю.
- Буржуазия негодовала на испанскую политику, не допускавшую французских товаров в испанские колонии, и не сочувствовала «фамильному договору».
- Она видела в нем лишь династический союз. Многие основательно думали, что король под предлогом войны с Англией хотел попросту увеличить вооруженные силы для борьбы с революцией и с помощью их разогнать Национальное собрание.
Левая часть Национального собрания решила отнять у короля право объявлять войну и заключать мир.
Национальное собрание постановило, что само будет контролировать дипломатические переговоры и утверждать договоры.
Граф де Мирабо (1749 – 1791)
- Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо — деятель Великой Французской революции.
- Один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции.
- Сын известного французского экономиста и философа — Виктора Рикети де Мирабо.
- Брат Андре де Мирабо.
Декларация прав человека и гражданина
- Декларация прав человека и гражданина была сочинена Мирабо.
- Он протестовал против немедленного её обсуждения.
- Он считал необходимым, чтобы Декларация прав составила первую главу конституции.
Мирабо требовал, чтобы окончательная редакция её была отложена до того времени, когда остальные части конституции будут вполне выработаны, так как в противном случае предисловие может оказаться противоречащим содержанию книги.
- Но Национальное собрание состояло большей частью из людей, неопытных в практической политике и мечтавших об идеальной конституции.
Декларация прав человека и гражданина (фр. Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека.
Декларация была принята Национальным учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 года.
В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения.
Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений.
Верная и деятельная память удваивает жизнь. — де Мирабо
Граф Мирабо и его действия
- После горячих прений большую часть депутатов увлек за собой граф Мирабо, который около этого времени начал уже получать тайную субсидию от короля.
- 24 мая Мирабо добился в Национальном собрании компромиссного решения по вопросу о праве войны и мира.
- Согласно этому решению только Национальное собрание могло объявить войну и заключить мир, — но лишь в том случае, если король внесет такое предложение.
- Таким образом, право войны и мира было разделено между королем и Национальным собранием.
- Во время прений депутаты резко осуждали династическую тайную дипломатию и союзы и заявляли, что Франции нужны только «национальные договоры», со «справедливыми народами».
- В связи с рассмотрением требований Испании об исполнении «фамильного договора» Национальное собрание создало постоянный комитет для наблюдения за дипломатическими делами.
- Главой «Дипломатического комитета» стал Мирабо.
- Дипломатический комитет и Национальное собрание окончательно подчинили себе официальную дипломатию короля и министерства, и крупная умеренная буржуазия стала, наконец, у руководства внешней политикой Франции.
- По предложению Дипломатического комитета Национальное собрание оставило в силе союз с Испанией, так как он мог понадобиться против Англии.
- Однако оно устранило из договора все статьи, которые имели наступательный характер. Были оставлены только оборонительные и торговые обязательства.
Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости».
Особым декретом, принятым в декабре 1791 г., было установлено, что «французская нация навсегда отказывается от всякой войны с целью завоевания и никогда не употребит своей силы против свободы какого-либо народа».
- Завоевательные стремления самой французской буржуазии обнаружились позднее, когда в результате революции власть ее окрепла.
- В период Национального учредительного собрания власть буржуазии была еще неустойчива: воинственные предприятия могли ее поколебать, и Национальное собрание до своего роспуска осенью 1791 г. сохраняло миролюбивое направление внешней политики и дипломатии.
Новый принцип территориальных присоединений
- Революция распространилась на принадлежавшую папе территорию Авиньона, населенную французами. В апреле 1791 г. население Авиньона потребовало воссоединения его с Францией.
Дипломатический комитет предложил Национальному собранию применить на практике новый принцип территориальных присоединений на основании изъявления воли самим населением.
- Декретом Национального собрания от 14 сентября 1791 г. Авиньон был присоединен к Франции, «согласно желанию, свободно и торжественно изъявленному большинством коммун и граждан».
- Присоединение Авиньона еще более обострило отношения не только с Римом, но и с соседними монархическими державами, которые опасались, как бы и их население не пожелало присоединиться к революционной Франции.
С того времени на принцип суверенитета нации, введенный в европейскую международную политику французской революцией, ссылались при издании всех декретов о территориальных присоединениях в ходе революционных войн Франции с коалицией.
- В то время как официальная дипломатия находилась под надзором Дипломатического комитета Национального собрания, двор вел свои тайные интриги с целью вызвать вмешательство иностранных держав для восстановления абсолютной монархии.
- Слухи об этом распространялись, и в Национальном собрании и клубах росло недоверие к прежнему дипломатическому персоналу, который тайно помогал королю сноситься с иностранными дворами.
- В Национальном собрании стали раздаваться требования очистки дипломатического персонала от сторонников абсолютизма.
Смена послов
Под давлением этих требований даже Мирабо, втайне продавшийся двору, вынужден был в январе 1790 г. признать необходимость почти полной смены послов Франции при иностранных дворах.
В марте 1791 г. было сменено семь послов.
- Собрание установило для послов специальную присягу. Некоторые из старых дипломатов отказались ее принести и были отозваны.
- Сильно скомпрометировала старый дипломатический персонал неудачная попытка бегства короля из Франции летом. 1791 г. Министра иностранных дел обвиняли в соучастии в этом деле.
- После бегства в Варенн король был временно отстранен от власти, и почти все иностранные дворы прервали сношения с послами Франции.
Боясь дальнейшего развертывания революции, Национальное собрание вновь восстановило власть короля.
По конституции 1791 г. оно предоставило ему ведение всех внешних сношений с правом заключать договоры при условии последующей ратификации их законодательным корпусом.
Литература
- Потемкин Владимир Петрович — Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. — Французская дипломатия в период Национального учредительного собрания.
Европейская дипломатия в годы Французского Буржуазной Революции (1789-1794 гг.)