Багдадская железная дорога

Багдадская железная дорога

  • Багдадская железная дорога — главный отрезок широко запланированной в XIX веке и частично построенной железнодорожной магистрали Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт.

 

Багдадская железная дорога 1899 г.

Багдадская железная дорога стала важным фактором международной политики начала XX века. Имеет протяженность около 2400 км, соединяет Босфор с Персидским заливом.

  • В 1899 году, после визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Deutsche Bank Георг фон Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Багдадской железной дороги — от Коньи через Багдад до Персидского залива.
  • Быстрое усиление военно-политической и экономической мощи Германии, рост ее колониальных амбиций, строительство Багдадской железной дороги (Берлин-Стамбул-Багдад с продолжением до Басры) все более беспокоили британский истеблишмент. Персидский залив рассматривался англичанами исключительно в качестве зоны своего влияния и ближних подступов к Индии.
  • Ввиду наметившегося германо-турецкого сближения Англия стала отходить от своей традиционной политики поддержки Порты. Видный представитель британских правящих кругов лорд Элленборо в 1903 г. заявил в Палате лордов, что «предпочитает скорее увидеть Россию в Константинополе, чем германский военно-морской арсенал на берегах Персидского залива». (1)

 

Из истории

  • В 1898 году Германия начала борьбу за концессию на Багдадскую железную дорогу. Это предприятие должно было стать в его руках орудием закабаления Турции.
  • Багдадская железная дорога. Ещё в 1887 г. Дейче Банк приобрёл у турецкой казны небольшую железнодорожную линию от Гайдар-Паша на азиатском берегу Босфора до Измида — гавани на берегу Мраморного моря.
  • Кроме того, банк получил от турецкого правительства концессию па продолжение этой линии от Измида до Анкары.
  • Перед совершением сделки Дейче Банк запросил мнение канцлера.

 

  • Бисмарк ответил концессионеру, что возражений против задуманного предприятия он не имеет, но и никакой особой поддержки этому делу не окажет.
  • Бисмарк твёрдо держался своего мнения о незаинтересованности Германии в турецких делах.
  • Он рассчитывал, что при такой позиции Германии легче будет извлекать барыш из соперничества других держав на Ближнем Востоке.
  • Кайзер Вильгельм II с гораздо большим интересом относился к германской экспансии в Турции.
  • Ещё будучи наследником, он был близок к тем военным кругам, которые полагали, что война с Россией неминуема.
  • Вместе со многими генералами Вильгельм считал, что в этой войне Турцию необходимо будет использовать как союзника. Турецкие железные дороги приобретали в связи с этим для Германии не только экономический, но и военно-политический интерес.

 

По требованию России в апреле 1900 г. султан дал формальное обязательство в течение десяти лет не допускать иностранных концессий на сооружение железных дорог в районах Малой Азии, примыкающих к Чёрному морю и к русской кавказской границе.

 

Литература

  1. Дипломатический словарь, М., 1986. Статья «Англо-русское соглашение 1907 г.» — idd.mid.ru/informational_materials/russko-angliyskoe-soglashenie-o-razdele-sfer-vliyaniya-1907-goda/?sphrase_id=6475
  2. Багдадская железная дорога // Военная энциклопедия в 18 т. под ред. В. Ф. Новицкого и других. СПб Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Карл Радек Багдадская железная дорога. — БСЭ, 1-е изд., т.4, 1930.

 

Все статьи diphis.ru

Начало англо-германского антагонизма. Обострение дальневосточной проблемы

История дипломатии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *