Багдадская железная дорога
- Багдадская железная дорога — главный отрезок широко запланированной в XIX веке и частично построенной железнодорожной магистрали Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт.
Багдадская железная дорога 1899 г.
Багдадская железная дорога стала важным фактором международной политики начала XX века. Имеет протяженность около 2400 км, соединяет Босфор с Персидским заливом.
- В 1899 году, после визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Deutsche Bank Георг фон Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Багдадской железной дороги — от Коньи через Багдад до Персидского залива.
- Быстрое усиление военно-политической и экономической мощи Германии, рост ее колониальных амбиций, строительство Багдадской железной дороги (Берлин-Стамбул-Багдад с продолжением до Басры) все более беспокоили британский истеблишмент. Персидский залив рассматривался англичанами исключительно в качестве зоны своего влияния и ближних подступов к Индии.
- Ввиду наметившегося германо-турецкого сближения Англия стала отходить от своей традиционной политики поддержки Порты. Видный представитель британских правящих кругов лорд Элленборо в 1903 г. заявил в Палате лордов, что «предпочитает скорее увидеть Россию в Константинополе, чем германский военно-морской арсенал на берегах Персидского залива». (1)
Из истории
- В 1898 году Германия начала борьбу за концессию на Багдадскую железную дорогу. Это предприятие должно было стать в его руках орудием закабаления Турции.
- Багдадская железная дорога. Ещё в 1887 г. Дейче Банк приобрёл у турецкой казны небольшую железнодорожную линию от Гайдар-Паша на азиатском берегу Босфора до Измида — гавани на берегу Мраморного моря.
- Кроме того, банк получил от турецкого правительства концессию па продолжение этой линии от Измида до Анкары.
- Перед совершением сделки Дейче Банк запросил мнение канцлера.
- Бисмарк ответил концессионеру, что возражений против задуманного предприятия он не имеет, но и никакой особой поддержки этому делу не окажет.
- Бисмарк твёрдо держался своего мнения о незаинтересованности Германии в турецких делах.
- Он рассчитывал, что при такой позиции Германии легче будет извлекать барыш из соперничества других держав на Ближнем Востоке.
- Кайзер Вильгельм II с гораздо большим интересом относился к германской экспансии в Турции.
- Ещё будучи наследником, он был близок к тем военным кругам, которые полагали, что война с Россией неминуема.
- Вместе со многими генералами Вильгельм считал, что в этой войне Турцию необходимо будет использовать как союзника. Турецкие железные дороги приобретали в связи с этим для Германии не только экономический, но и военно-политический интерес.
По требованию России в апреле 1900 г. султан дал формальное обязательство в течение десяти лет не допускать иностранных концессий на сооружение железных дорог в районах Малой Азии, примыкающих к Чёрному морю и к русской кавказской границе.
Литература
- Дипломатический словарь, М., 1986. Статья «Англо-русское соглашение 1907 г.» — idd.mid.ru/informational_materials/russko-angliyskoe-soglashenie-o-razdele-sfer-vliyaniya-1907-goda/?sphrase_id=6475
- Багдадская железная дорога // Военная энциклопедия в 18 т. под ред. В. Ф. Новицкого и других. СПб Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Карл Радек Багдадская железная дорога. — БСЭ, 1-е изд., т.4, 1930.
Начало англо-германского антагонизма. Обострение дальневосточной проблемы