Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана
Из истории с 1979 года
Наиболее остро критиковалась позиция КПСС по афганскому вопросу. Конфликт тянулся с 1979 г., число жертв среди военнослужащих советского контингента в Афганистане росло.
Война была крайне непопулярна в обществе и вызывала страх, провоцируя стремление молодежи призывного возраста во что бы то ни было уклониться от службы в советской армии.
Против продолжения афганской кампании выступали и многие советские военачальники, считая ее политически ошибочной, а военном смысле – бесперспективной.
Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана — из истории
В Афганистане советские регулярные войска были втянуты во внутриполитическую борьбу и были вынуждены воевать против партизан-моджахедов. СССР столкнулся в этой стране с теми же проблемами, что и США в 1965-1973 гг. во Вьетнаме.
Советское руководство стало разрабатывать пути выхода из тупика, пытаясь расширить социально-политическую базу просоветского режима внутри Афганистана.
В мае 1986 г. под влиянием Москвы глава афганского государства Б.Кармаль, которого больше поддерживали таджики и другие непуштунские группы, уступил свой пост Мохаммеду Наджибу, представлявшему в первую очередь интересы пуштунов и руководившему перед тем одной из афганских спецслужб. М.Наджиб был избран высшим органом власти – Лоя джиргой (высшим собранием вождей племен и духовенства) – президентом страны сроком на 7 лет.
М.Наджиб попытался умерить радикализм правления, придать ему более традиционный вид и примириться с афганским духовенством, обвинявшим власть в предательстве ценностей ислама.
Он продолжил начатую незадолго до его прихода линию на выборочную исламизацию афганской жизни.
В школах снова разрешили преподавать начала религии, возобновилось строительство мечетей, на телевидении появились религиозные программы.
По предложению М.Наджиба Демократическая Республика Афганистан была переименована в Республику Афганистан, а сам М.Наджиб стал именоваться в традиционном исламском стиле – Наджибуллой. Новое руководство ввело в стране ограниченную многопартийность, свободу печати и прекратило реформы в псевдосоциалистическом духе, которые пытался проводить Б.Кармаль.
Задачей М.Наджибуллы стало примирение с оппозицией. В январе 1987 г. афганское правительство объявило об одностороннем прекращении боевых действий против нее и предложило начать переговоры.
Оппозиция отвергла это предложение, заявив, что вступит в диалог с правительством только после вывода из Афганистана советских войск.
Между тем, Москва в секретном порядке начала консультации по афганской проблеме с США и Пакистаном.
СССР не скрывал намерения вывести войска из Афганистана. Поскольку такая позиция устраивала Вашингтон и Исламабад, рамки урегулирования внешних аспектов афганской проблемы стали вырисовываться. В марте 1988 г. в Женеве при содействии миссии «добрых услуг» ООН были организованы переговоры между Афганистаном и Пакистаном.
Фактически пакистанская сторона, открыто поддерживавшая афганскую антиправительственную оппозицию, представляла на переговорах ее интересы так же, как и свои собственные. Но официально афганская оппозиция в переговорах не участвовала, что дало ей повод в дальнейшем не признавать договоренности, выработанные без ее участия.
14 апреля 1988 г. в Женеве было подписано пять соглашений по афганскому вопросу
- 14 апреля 1988 г. в Женеве было подписано пять отдельных, но взаимосвязанных соглашений по афганскому вопросу. Первые два подписали представители Афганистана и Пакистана.
Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана.
Это были двусторонние афгано-пакистанские соглашения – о принципах взаимоотношений, невмешательстве и об отказе от интервенции и о добровольном возвращении беженцев.
Смысл соглашений состоял в том, что Пакистан обязался прекратить вмешательство в афганские внутренние дела, а афганское правительство согласилось разрешить легальное возвращение из Пакистана в Афганистан укрывавшихся там оппозиционных пуштунских полевых командиров со всеми их сторонниками и членами семей. Территориальный вопрос в этих соглашениях не затрагивался.
Третьим и четвертым документами в этом комплексе стали советско-американская декларация о международных гарантиях выполнения договоренностей по Афганистану и советско-американское Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану. Советский Союз согласился вывести с афганской территории свои войска, а США приняли на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в дела Афганистана после вывода оттуда советского контингента.
Пятый документ представлял собой четырехсторонний меморандум взаимопонимания. В нем говорилось о том, что пять подписанных документов представляют собой единый комплекс и подлежат обязательному исполнению.
К 15 февраля 1989 г. вывод советских войск был завершен
Согласно достигнутым договоренностям с 15 мая 1988 г. СССР должен был начать вывод войск и завершить его в течение девяти месяцев. К 15 февраля 1989 г. вывод советских войск был завершен. Афганская война стоила Советскому Союзу более 13 тысяч погибших и 35 тысяч раненых.
Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана. Положение правительства М.Наджибуллы непрерывно ухудшалось: ободренная уходом советских войск афганская оппозиция стала готовиться к походу на Кабул. Поскольку официально она не была представлена при заключении договоренностей в Женеве, лидеры оппозиции их не признали. Пакистан и США вопреки смыслу Женевских соглашений увеличили помощь противникам М.Наджибуллы.
Советский Союз пытался оказывать помощь правительству М.Наджибуллы, но его ресурсы были ограниченны.
Предпринять действенные шаги в защиту своих афганских сторонников СССР не мог точно так же, как США после заключения Парижских соглашений по Вьетнаму в 1973 г. не могли помочь своим союзникам в Южном Вьетнаме, оставшимся один на один с вооруженной оппозицией, которая опиралась на поддержку из Северного Вьетнама.
2021 год — важные события в Афганистане
«Военные и политические успехи талибов, перспектива образования в Центральной Азии нового теократического государства обеспокоили весь Центрально-Азиатский регион. Здесь памятны вторжения религиозных, точнее псевдорелигиозных, экстремистов в пределы постсоветской Средней Азии, рейды вооруженных отрядов Джумы Намангони в Баткенский район Киргизии через таджикские перевалы на Памире, взрывы бомб в Ташкенте в феврале 1999 г. с целью убийства президента республики. Да и трагическим опытом гражданской войны в Таджикистане в 1992–1997 гг. тоже не следует пренебрегать». — Статья Владимира Пряхина, Члена Совета Ассоциации российских дипломатов, доктора политических наук, профессора РГГУ, профессора кафедры дипломатии МГИМО — 26.07.21. Читать статью полностью
Поспешный вывода войск США и ряда стран НАТО из Афганистана в 2021 году
«Становятся очевидными последствия поспешного вывода войск США и ряда стран НАТО из Афганистана: некогда относительно спокойные северные провинции страны стремительно превращаются в очередную горячую точку. Талибами практически полностью контролируется граница с Таджикистаном.
Укрепляют свои позиции многочисленные международные террористические организации, в частности ИГИЛ и отделения «Аль-Каиды».
Наблюдается стягивание к Афганистану иностранных террористов-боевиков из зон боевых действий на Ближнем Востоке и Севере Африки.
В активной фазе находится процесс вербовки в ряды таких организаций выходцев из стран Центральной Азии. Рекордных высот достигло наркопроизводство.
Непрекращающаяся деградация обстановки в Афганистане несет прямую угрозу для Центральной Азии. Разделяем соответствующие опасения наших соседей по региону.
Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана. Важность поддержания совместной скоординированной работы в целях минимизации негативного влияния указанных рисков на безопасность наших стран была, в частности, отмечена в ходе четвертой встречи глав внешнеполитических ведомств России и государств Центральной Азии в Ташкенте 16 июля и в принятом по ее итогам совместном заявлении.» — Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко международному информационному агентству «Россия сегодня», 22 июля 2021 года.
Американские войска оставили крупнейшую авиабазу США в Афганистане
Об этом со ссылкой на два высокопоставленных источника сообщил Fox News.
Уточняется, что объект был передан властям страны. При этом состояние переданной авиабазы собеседники телеканала комментировать не стали, сославшись на запрет разглашать эти данные журналистам и СМИ.
Упомянутая военная база находится к северу от столицы страны.
- Во время Афганской войны 1979-1989 годов ею пользовались советские войска.
- После вторжения США в Афганистан в 2001 году она перешла в руки США, став крупнейшей и главной базой Соединенных Штатов в Афганистане.
Ранее сообщалось, что Германия и Италия завершили вывод войск из Афганистана.
1 июня 2021 года уточнялось, что Вашингтон вывел треть своих войск из Афганистана.
Официальный вывод войск США и стран НАТО с афганских территорий начался 1 мая 2021 года и продлится до 11 сентября, хотя фактически войска начали выводить еще в апреле.
Объяснение президента США о выводе войск из Афганистана в 2021 году
Байден (президент США) объяснил это решение своей убежденностью в том, что военные силы США и европейских стран не могут ни создать, ни поддерживать устойчивое афганское правительство. – информация от 2 июля 2021 года.
История и современность Афганистана — Afghanistan