Изменение внешнеполитической ориентации Польши
- В 1933 г. вопрос отношений с Польшей не был для Германии второстепенным. Польша была по европейским масштабам относительно крупным государством с большим населением.
- Это население было этнически неоднородным: помимо нескольких славянских народов на польской территории проживали литовцы, а также большое количество этнических немцев.
- Демографические ресурсы в принципе позволяли стране при необходимости создать достаточно многочисленную армию.
Изменение внешнеполитической ориентации Польши — из истории
Победа над Советской Россией в советско-польской войне создала польской армии хорошую репутацию.
Военные реформы, проводившиеся при участии французских и британских специалистов, давали основания полагать, что военный потенциал Польши находился на достаточно высоком уровне.
Польша рассматривалась в Европе как оплот западноевропейского влияния и потенциальный партнер евроатлантических стран против Германии, так же как и против Советского Союза.
Сама Польша, оставаясь в рамках ориентации на Францию и Великобританию, имела в Восточной Европе собственные цели, не во всем соответствовавшие интересам Парижа и Лондона.
У Польши сохранялись напряженные отношения с Литвой. Не было преодолено взаимное недоверие Польши и Чехословакии.
- В обоих случаях причиной трений были территориальные споры.
Добившаяся в ходе версальского урегулирования и советско-польской войны весьма существенного приращения своей территории Польша оставалась, тем не менее, не удовлетворенной своими новыми границами.
- С мая 1926 г. в Польше существовал «режим санации». Вся полнота власти в стране принадлежала маршалу Юзефу Пилсудскому.
- 5 марта 1933 года, едва только сведения о победе нацистов на выборах в Германии просочились в печать, польские войска развернули демонстративные военные учения на границах с Германией.
Пилсудский фактически потребовал от Берлина объяснений по поводу его будущей внешнеполитической линии. Реакция Берлина была быстрой и конструктивной. Германия сразу же согласилась совместно с Польшей «беспристрастно изучить проблемы, представляющие угрозу для общих интересов обеих стран».
- Однако объективно позиции Польши в отношении Германии не были столь уж выигрышными.
- «Польский коридор» был очень уязвим с военной точки зрения. В случае войны Германия могла нанести удар по Польше и с запада, и с севера — из Восточной Пруссии.
В августе 1933 г. на местных выборах в населенном немцами Данциге к власти законным путем пришли нацисты. Польское правительство заключило с ними соглашение о предотвращении дискриминации польского населения города, обязавшись взамен отказаться от практики бойкота данцигского порта, который терпел огромные убытки в результате переключения всей польской торговли на Балтике с Данцига на порт Гдыню (в «польском коридоре»). В Варшаве понимали, что трения вокруг «коридора» очень легко могут дать Берлину повод к войне против Польши.
- 26 января 1934 г. состоялось подписание польско-германского протокола о мирном разрешении споров сроком на 10 лет.
В самом тексте этого документа речь шла в основном об обязательствах сторон не применять силу при разрешении спорных международных вопросов в соответствии с пактом Бриана — Келлога.
Формально такая формулировка была созвучна первоначальной идее «пакта четырех».
Но поскольку сам пакт не состоялся, получалось, что Германия и Польша на двустороннем уровне и не согласовывая с другими державами договорились о том, что не удалось довести до конца на четырехстороннем и без участия Польши.
Иначе говоря, косвенно польско-германское соглашение утверждало в межгосударственных отношениях тот самый «ревизионистский» принцип, который не желало признавать явное большинство стран Европы.
Польско-германское соглашение вызвало в мире разноречивые реакции.
Советский Союз, у которого было мало оснований сомневаться во враждебности Польши, однозначно расценил ее новое соглашение с Германией как шаг, направленный против него.
Впечатление от недавней демонстрации дружелюбия Берлина, заявившего о продлении советско-германского договора 1926г., было перечеркнуто.
В Москве стали размышлять о шансах формирования антисоветского польско-германского альянса. Не только советские, но и западные аналитики полагали, что возможной основой польско-германского компромисса может оказаться отказ Варшавы от раздражавшего Германию «польского коридора» в обмен на территориальные компенсации, которые Польша при поддержке Берлина могла бы получить за счет украинских земель Советского Союза. Но дело было не только в этом.
Как уже отмечалось, «воспитать» из Польши союзника со времен Жоржа Клемансо особенно сильно стремилась Франция.
На эти цели было затрачено немало французских сил и средств. Союз с Варшавой был необходим Парижу как важнейший компонент «двойного сдерживания» Германии.
Не без учета опасений «потерять Польшу» французское правительство занимало настороженно-выжидательную позицию в отношении установления сотрудничества по линии обеспечения безопасности с СССР (договор 1932 г.).
Соответственно, пойдя на соглашение с Берлином без согласования этого шага с западными союзниками, режим Пилсудского ставил под сомнение результаты более чем десятилетних усилий Франции и Великобритании.
Франция была поставлена в двусмысленное положение: с одной стороны, она так и не довела до конца нормализацию отношений с СССР из-за Польши, с другой, сама Польша дала знать о своем нежелании быть младшим партнером Парижа и покладистым объектом французской политики.
Стало ясно, что для Варшавы предпочтительнее путь к сотрудничеству с Германией.
Известие о подписании польско-германского соглашения вызвало скандал во французском парламенте и отставку кабинета Камиля Шотана.
Реакция других западных держав была в целом также настороженной, но вялой. В возможность прочного польско-германского союза мало кто верил. Но не приходилось сомневаться и в том, что круг потенциальных разрушителей установленного в Версале порядка может быть шире, чем ожидалось.
Германская дипломатия добилась существенного успеха: ей удалось нанести новый удар по единству бывших стран-победительниц.