Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке
- В первой половине ХХ века этот процесс происходил в Латинской Америке с заметным отставанием по сравнению с Европой, Восточной Азией и даже регионами Ближнего и Среднего Востока.
Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке — три основных причины
Это было связано прежде всего с тремя основными причинами:
- Во-первых, с географической удаленностью от главных центров мировых военно-политических катаклизмов.
- Во-вторых, с доминированием в регионе Соединенных Штатов Америки, которые, следуя логике «доктрины Монро» («Америка для американцев»), содействовали относительной изоляции Латинской Америки от «большой» мировой политики и препятствовали вовлечению латиноамериканских стран в дела европейских держав.
- В-третьих, с относительно слабым развитием горизонтальных политических и иных связей между самими латиноамериканскими государствами, которые в 1920-е и 1930-е годы еще только выходили на уровень взаимодействия в масштабах всего материка.
В силу географической близости, политического и экономического влияния, США представали более естественным партнером латиноамериканских стран по сравнению с расположенными далеко за океаном европейскими государствами.
Связи с США
- На формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке влияли связи с Соединенными Штатами.
- Способствовали развитию местных экономик, при необходимости США могли стать источником военной поддержки для той или иной латиноамериканской страны.
- Вместе с тем, фактическая гегемония США в Латинской Америке создавала постоянную угрозу силового вмешательства Вашингтона в дела более слабых соседей и определяла их уязвимость перед лицом дипломатического и политического давления со стороны США.
Государства Латинской Америки к моменту завершения Первой мировой войны оставались слаборазвитыми и экономически зависимыми от крупных держав Запада, прежде всего — от Великобритании и США.
Их роль в системе мирохозяйственных связей в основном определялась экспортом аграрно-сырьевой продукции для индустриальных государств.
Структура экономики латиноамериканских стран
Структура экономики латиноамериканских стран отличалась монокультурным и моноэкспортным характером.
- Аргентина и Уругвай производили пшеницу, мясо и шерсть;
- Бразилия — кофе и каучук;
- в Боливии добывалось олово,
- в Чили — медь;
- Перу выступала в качестве поставщика цветных металлов,
- Куба — сахарного тростника.
- Страны Центральной Америки просто именовались «банановыми республиками».
К 1914 г. иностранные капиталовложения в Латинской Америке составили 10 млрд. долл., из них на долю:
- Великобритании приходилось 4,9 млрд. долл.,
- США — 1,7 млрд. долл.,
- Франции — 1,2 млрд. долл.,
- Германии — 0,9 млрд. долл.
Хотя США, приступившие к экономической экспансии в регионе на 50 лет позже Британии, занимали второе место по объему инвестиций, по темпам внедрения в латиноамериканские экономики американский капитал значительно опережал соперников.
Это стало особенно заметно после Первой мировой войны, когда вследствие ослабления торговых связей с Европой государства Латинской Америки во многом переориентировались на США.
Американские инвестиции направлялись в наиболее динамичные и важные отрасли экономики региона:
- нефтяную,
- обрабатывающую промышленность,
- в торговлю,
- в банковское дело.
В указанный период в регионе функционировали 1164 американские компании, в основном:
- нефтяные, горнорудные,
- промышленные,
- торговые
- сельскохозяйственные.
Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке осуществлялось также за счёт зарубежных инвестиций США.
- Используя разнообразные средства, Соединенные Штаты приобрели господствующие позиции на Кубе, в Мексике, в государствах Центральной Америки и Карибского бассейна.
- В Южной Америке, благодаря расчетливо представлявшимся займам и субсидиям, североамериканские компании, существенно потеснив британские, завоевали прочные позиции в Венесуэле, Чили, Колумбии, Боливии.
- Преобладающее влияние британского капитала сохранялось лишь в Уругвае, Парагвае, Аргентине и, частично, в Бразилии.
На протяжении 20-х годов 20 века экономическое доминирование Соединенных Штатов в Латинской Америке стало бесспорным.
Методы проведения политики США — дипломатии доллара и большой дубинки
«Доктрина Монро«, провозглашенная в 1823 г. и делившая весь мир на две системы международных отношений — европейскую и американскую, — вначале во многом отвечала потребностям развития стран Южной Америки.
- В известной мере она обеспечивала им военно-политическую безопасность и благоприятные условия для материального прогресса.
- Но одновременно она способствовала росту экономической и политической зависимости от северного соседа.
- Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке. По мере того как в Латинской Америке стало формироваться понимание негативных сторон этой зависимости, в национально-патриотических слоях местных обществ закреплялось и негативное отношение к самой «доктрине Монро» и к политике, проводившейся на ее основе.
- Вызревание антиамериканских настроений было в значительной степени связано с грубыми методами, к которым прибегали США в отстаивании своих интересов.
Финансовое и экономическое проникновение в Латинскую Америку осуществлялось американскими компаниями при активной поддержке официальных властей США.
Политика тесного взаимодействия государства и частного капитала в вопросах экономической экспансии еще в 10-х годах 20 века получила название «дипломатии доллара«.
(Впервые это выражение употребил президент США Уильям Тафт в 1912 г.) Имелось в виду, что условия займов и кредитов Соединенных Штатов латиноамериканским странам определялись в зависимости от готовности правительств этих стран создавать наиболее благоприятные условия для деятельности американских компаний на своей территории.
- Именно таким образом воздействуя на правительства Венесуэлы и Колумбии, госдепартамент США смог в 1920-е годы оказать поддержку американским компаниям в приобретении нефтяных концессий в этих странах. Шло формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке.
- Манипулируя предоставлением займов и играя на зависимости от них латиноамериканских правительств, США могли довольно эффективно влиять на расстановку политических сил в латиноамериканских республиках, содействуя поражению одних и приходу к власти других политических партий.
- Это были вынуждены учитывать местные политические лидеры.
- Используя политику займов и одновременно оказывая финансовую поддержку его политическим противникам, американская администрация на протяжении пятнадцати лет эффективно противодействовала попыткам президента Аргентины И.Иригойена (1916-1922 гг., 1928-1930 гг.) ввести государственную монополию на добычу и сбыт нефти.
- Подобным же образом и в Мексике в 1925 г. США смогли заблокировать осуществление уже принятого закона об ограничении прав иностранцев на владение и пользование землей, водой и недрами.
Администрация США прибегала и к вооруженным интервенциям — прежде всего в наиболее приближенных к США географически странах Центральной Америки и Карибского бассейна.
- В 1904, 1914, 1916-1924 гг. американские войска размещались в Доминиканской Республике,
- в 1906-1909, 1912, 1917-1922 гг. — на Кубе,
- в 1905, 1907, 1911, 1912 гг. — в Гондурасе.
- В 1914 и 1916 гг. интервенционистские действия США предпринимались в отношении Мексики,
- в 1915-1934 гг. США фактически оккупировали Гаити,
- а в 1912-1933 гг. (с небольшим перерывом) — Никарагуа.
- В 1918-1920 гг. под предлогом защиты американских граждан, Соединенные Штаты отправляли свои войска в Панаму и Гватемалу.
В отличие от «дипломатии доллара», понимаемой как сочетание политико-дипломатических средств давления с экономическими, линия на прямое использование вооруженной силы в интересах отстаивания американских интересов в регионе получила название «политики большой дубинки». Ее автором считается президент США Теодор Рузвельт (1901-1909 гг.).
Формирование многосторонней структуры безопасности в Латинской Америке. Вашингтонский договор 1923 г.
В феврале 1923 г. по инициативе США в Вашингтоне был заключен первый многосторонний Договор о мире и дружбе между пятью центральноамериканскими государствами. Участником этого договора стали и Соединенные Штаты, которые приняли на себя обязанности его гаранта.
- Договор был призван содействовать предупреждению конфликтов и стабилизации отношений между малыми странами региона, в которых было довольно много нерешенных проблем, территориальных и иных споров.
- Одновременно договор должен был служить укреплению позиций слабых правительств центральноамериканских стран в условиях волнообразного развития национально-освободительных тенденций в регионе.
- Вызывали беспокойство США и наметившиеся контакты революционного и традиционно антиамерикански настроенного правительства Мексики, а затем и некоторых других стран с Советским Союзом.
Вашингтонский договор юридически закреплял за США ту роль фактического силового гегемона, которую они играли в региональной политике.
- Отныне Вашингтон имел уже все формальные основания вмешиваться во внутренние дела государств Центральной Америки под предлогом необходимости обеспечения мира и стабильности.
- Опираясь на букву Вашингтонского договора, военное ведомство и спецслужбы США во второй половине 1920-х годов разработали серию (так называемых цветных) военно-стратегических планов на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств в центральноамериканских государствах (внутренних беспорядков, угрозы финансовому благополучию американских компаний и т.д.).
- Эти планы предусматривали различные формы вооруженного вмешательства и были достаточно продуманы как в своей содержательной части, так и с формальной точки зрения.
«Особый коричневый план», рассчитанный на 1924-1933 гг., предусматривал сценарии вторжения на Кубу с последующим установлением контроля над ее внешней и внутренней политикой и размещением на кубинской территории военно-морских баз, а в случае необходимости — с оккупацией.
- Этот план политически восходил к принятой американским конгрессом еще в 1901 г. «поправке Платта», в которой содержалась ограничительная трактовка права этой страны на суверенитет.
- «Стратегический серый план» (рассчитан на 1927-1936 гг.) был сориентирован на аналогичные действия в отношении центральноамериканских и карибских государств.
- Обеспечение интересов безопасности США в зоне Панамского канала должно было гарантироваться на основе «Основополагающего белого военного плана».
Для Мексики был разработан «зеленый план», действовавший до 1940 г.: в его рамках могли осуществляться акции по захвату нефтяных и угольных месторождений и установлению блокады мексиканских портов.
В отношении стран Южной Америки (Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Перу, Бразилии, Аргентины и Уругвая) мог применяться «пурпурный план» — хотя последний и не был проработан столь детально, как остальные.
Создание и деятельность Панамериканского союза
В сфере межамериканских отношений стремление латиноамериканских стран к независимости проявилось и в деятельности Панамериканского союза (ПАС).
- Хотя эта организация была создана в 1910 г. по инициативе США для укрепления политической и экономической координации с государствами Латинской Америки, ПАС со временем стал превращаться в орган, в рамках которого сами латиноамериканские страны стали пытаться выработать меры для международно-правовой защиты интересов собственной национальной безопасности.
До 1928 г. ПАС не имел официальных учредительных документов, он работал довольно активно и в 20-30-х годах 20 века панамериканские конференции-сессии ПАС проводились регулярно.
- 25 марта — 3 мая 1923 г. в Сантьяго-де-Чили на пятой Панамериканской конференции латиноамериканские представители (в лице президента Уругвая Б.Брума) попытались даже преобразовать ПАС в Континентальную лигу американских государств таким образом, чтобы в процессе реорганизации процедурных механизмов для пересмотра основополагающих документов исключить возможность диктата США и сделать отношения в рамках организации более равноправными.
В основу Лиги предлагалось положить принципы «абсолютного равенства всех объединившихся стран» и невмешательства во внутренние дела.
- Проект Брума, помимо прочего, предусматривал, что страны, «лишившиеся своих владений, получат их обратно на законном основании». В этой формулировке содержался прямой намек на возможность постановки Мексикой, Панамой и некоторыми другими странами вопроса о возвращении территорий, отторгнутых у них в свое время Соединенными Штатами.
Американская дипломатия умело заблокировала проект Брума, убедив латиноамериканские страны передать его для «дальнейшего изучения» в руководящие органы Панамериканского союза. В дальнейшем к его рассмотрению уже не возвращались
- На пятой конференции было принято решение по процедурным вопросам. Устанавливалось, что те латиноамериканские государства, которые не имели своих дипломатических миссий в Вашингтоне, получали право делегировать своего дипломатического представителя в Руководящий совет ПАС.
- Закреплялся также принцип выборности председателя и заместителя председателя Совета (раньше эти посты всегда занимали госсекретарь США и чиновник его ведомства).
«Договор Гондра».
На пятой конференции ПАС был также подписан Договор о предотвращении конфликтов между американскими государствами, вошедший в дипломатическую историю как «договор Гондра» — по имени министра иностранных дел Парагвая, который выступил его инициатором.
- Этот договор предусматривал передачу любых возможных межамериканских споров, которые не удавалось бы решить силами самих противоборствующих сторон, на рассмотрение комиссии из пяти представителей государств-участников Панамериканского союза.
- Договор фактически предусматривал формирование механизма межамериканского регионального арбитража. Хотя в таком механизме, опять-таки, ведущая роль должна была перейти к США, он мог в известной мере повысить регулируемость латиноамериканской подсистемы.
- Новая структура отвечала интересам Соединенных Штатов и в том, что она исключала возможность участия неамериканских держав в разбирательстве латиноамериканских споров.
- Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке продолжалось
- Монопольные позиции США в регионе стали еще прочнее.
Установление отношений стран Латинской Америки с Советским Союзом
Сознавая свою зависимость от США и стремясь хоть что-нибудь ей противопоставить, латиноамериканские государства в международных делах по возможности стремились предпринимать самостоятельные шаги. В 20-30-е гг. 20 века это проявилось в желании установить отношения с Советским Союзом, который США отказывались признавать вплоть до начала 1930-х годов.
- С 1921 г. первым из латиноамериканских государств торговые отношения с СССР стала развивать Аргентина (дипотношения между двумя странами были установлены только в годы Второй мировой войны).
- С 1925 г. на ее территории действовало отделение советского акционерного общества «Южамторг», через которое осуществлялись экономические и иные контакты Советского Союза с Бразилией, Боливией и Чили.
Мексика
В 1923 г. начались переговоры об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Мексикой.
- Эта страна, в 1910-1917 гг. сама пережившая революцию и гражданскую войну, испытывала понятную симпатию к России, которая, как могло казаться, шла примерно по тому же пути, что и Мексика, избавляясь от власти помещиков и иностранного капитала.
- Контакты с СССР позволяли диверсифицировать мексиканскую внешнюю политику, укрепить международный авторитет страны, расширить ее возможности, несколько ослабив зависимость от традиционных партнеров.
- В Мексике получили распространение марксистские и большевистские идеи как в ленинской, так и в троцкистской интерпретациях.
В 1924 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены.
В 1926 г. дипломатические отношения с СССР установил Уругвай, наладивший торгово-экономические связи с Советским Союзом еще в начале 1920-х годов.
Отношения латиноамериканских стран с Советским Союзом развивались сложно.
- Во-первых, их экономическое наполнение оказалось меньшим, чем можно было ожидать.
- Во-вторых, следуя тактике Коминтерна, советские политики долгое время рассматривали континент как возможную базу развертывания новой волны революционного движения.
- Подобные партийно-идеологические установки не всегда укладывались в рамки государственных интересов СССР и часто им вредили.
- Те или иные формы советского вмешательства в дела латиноамериканских государств послужили основанием для разрыва дипломатических контактов с Москвой, соответственно, Мексикой в 1930 г. (после убийства Л.Д.Троцкого советским агентом) и Уругваем в 1935 г.
События 1926 г. в Никарагуа
- Политическое и экономическое преобладание США в этой стране было практически безраздельным. Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке было и здесь.
Ряд договоров, заключенных между Вашингтоном и Манагуа, по сути, превратили Никарагуа в полностью зависимое от Соединенных Штатов государство — только формально Никарагуа не являлась американским протекторатом (хотя в американских школьных атласах ее обозначали именно как протекторат).
- Местный режим, с которым сотрудничали американские компании, отличался предельной жесткостью.
- Жизненный уровень большинства населения оставался крайне низким. В 20-е годы 20 века более 30 тыс. никарагуанцев были вынуждены покинуть свою страну по политическим и экономическим мотивам.
- Ситуация осложнялась острой внутриполитической борьбой между либеральной антиклерикальной партией во главе с Эмилиано Чаморро и опиравшейся на поддержку церкви консервативной партией Хуана Сакассы.
Американские морские пехотинцы находились на территории Никарагуа с 1911 по 1925 г., и были выведены только под давлением либералов в американском конгрессе. Но уже летом 1926 г. войска США снова оказались в Никарагуа, где в это время началась гражданская война.
- Американская администрация приняла сторону консерваторов. Обосновывая вторжение, президент США К.Кулидж в январе 1927 г. в послании американскому Конгрессу сослался на необходимость защитить в Никарагуа жизнь и собственность американских бизнесменов.
- Государственный секретарь США Ф.Келлог к этому добавил, что Никарагуа (наряду с Мексикой) стала, по его мнению, превращаться в «плацдарм большевизма».
- По-видимому, это был первый случай использования Соединенными Штатами тезиса о «коммунистической угрозе» в латиноамериканской политике.
- Естественно, что объективно движение протеста в Никарагуа приобрело антиамериканскую окраску. Снова влияло формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке
- Во главе Армии защиты национального суверенитета встал «генерал свободных людей» Аугусто Сесер Сандино.
- Его лозунг «Родина или смерть» стал на десятилетия воплощением освободительной идеи для латиноамериканцев.
- Интервенция США в Никарагуа вызвала протесты правительств Мексики, Аргентины, Гватемалы, Чили, Бразилии, Сальвадора и Коста-Рики.
- В этих странах создавались «комитеты помощи Сандино», иностранные добровольцы вступали в армию мятежного генерала.
Международный антиколониальный конгресс в Брюсселе в 1927 г. также поддержал сандинистов. А.Сандино был даже заочно избран в исполком этой организации (наряду с Д.Неру, Г.Димитровым и Д.Риверой).
- Несомненно и то, что Коминтерн попытался использовать события в Никарагуа для активизации революционного процесса в Латинской Америке.
- На VI Конгрессе Коминтерна делегации компартий Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Уругвая, Чили и США многократно выступали с призывами оказать сандинистам помощь.
- Однако силовое преимущество было на стороне США.
- При американской поддержке у власти в Никарагуа на несколько десятилетий утвердился диктатор генерал Анастасио Сомоса (он и его семья оставались у власти до 1979 г.).
- Его силам удалось под предлогом мирных переговоров заманить Сандино в столицу, где он был убит. После гибели А.Сандино оппозиция в Никарагуа оказалась обезглавленной и движение протеста пошло на спад.
- В 1934 г. администрация США вывела из этой страны свои воинские контингенты.
Противоречия по вопросам об организации регионального сотрудничества
- События в Никарагуа резко обострили вопрос о пределах допустимого вмешательства, в особенности вооруженного, одних американских государств в дела других.
- Вопрос о праве на интервенцию весьма конфликтно прозвучал на шестой Панамериканской конференции в Гаване (16 января — 20 февраля 1928 г.).
- Политика США в регионе была подвергнута на ней критике, а представитель Сальвадора даже предложил включить в одну из резолюций положение о том, что «ни одно государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства».
- Это предложение было поддержано делегациями Мексики, Аргентины, Колумбии и Гондураса, в которых были наиболее сильны национально-патриотические настроения.
- Против проекта выступил делегат США Чарльз Юз, заявивший о «необходимости различать простую интервенцию от дружественной».
- При этом под «дружественной интервенцией» американский делегат предлагал понимать вмешательство в интересах «восстановления порядка и стабильности».
- Такая интервенция, по мнению американской стороны, отличалась бы от обычной и тем, что она носила бы временный характер.
На шестой конференции, наконец, удалось подписать Конвенцию о Панамериканском союзе, ставшую первой официальной хартией этой организации.
- Принятие документа не устранило противоречий между США и латиноамериканскими странами: Вашингтон по-прежнему стремился превратить ПАС в военно-политический и экономический блок под эгидой своего лидерства, а латиноамериканцы надеялись использовать Панамериканский союз в интересах согласования собственных позиций и их совместного отстаивания перед лицом США.
- Однако цель согласованного противодействия Соединенным Штатам в силу слабости латиноамериканских стран могла быть только отдаленной перспективой.
- Сознавая это, лидеры региона сосредоточили усилия на всемерном ограничении полномочий Панамериканского союза, в котором объективно продолжали занимать командные позиции США.
Латиноамерканские страны не приняли предложение США о придании ПАС и его постоянному органу — Руководящему Совету — политических функций.
На шестой конференции было подтверждено, что союз в основном будет заниматься вопросами обмена информацией о культурном, экономическом развитии американских государств, формировании их законодательных структур, а также содействием развитию торговых, промышленных и научно-технических связей.
- Особой резолюцией оговаривалось, что ПАС и его руководящие органы не вправе решать политические вопросы. Вместе с тем, латиноамериканским странам в Гаване не удалось добиться закрепления в документах ПАС принципа невмешательства во внутренние дела друг друга. Их попытки такого рода были заблокированы США.
- Противоречия с Соединенными Штатами в вопросах формирования региональной организации стимулировали в конце 20-х годов 20 века стремление латиноамериканских стран предложить варианты регионального объединения без участия северного соседа.
В 1929 г. к правительствам Латинской Америки с предложением о создании Латиноамериканского сообщества, построенного вопреки логике «доктрины Монро», обращался А.Сандино.
Сходный проект о формировании Лиги латиноамериканских стран выдвигал председатель Палаты депутатов Уругвая Г.Терра.
В 1931 г. министр иностранных дел Чили А.Планета выступил с предложением организовать финансовый и таможенный союз стран Южной Америки, исключив из него Соединенные Штаты.
- Все это свидетельствовало о нарастании разногласий между США и латиноамериканскими государствами.
После окончания гаванской конференции Франклин Д.Рузвельт заметил: «Никогда ранее Соединенные Штаты не имели так мало друзей в Западном полушарии, как сегодня».
- Это констатация, однако, не меняла базисного факта региональной политики
- Несмотря на обширный спектр взаимных несогласий, латиноамериканские государства и США оставались чрезвычайно тесно связанными друг с другом экономически, политически и культурно.
- Панамериканский процесс продолжал развиваться.