Евгений Евтушенко, поэт, чьи стихи вспоминаются не только в день рождения автора 18 июля, с его стихами живут по жизни.
Биография Евгения Евтушенко
- Евтушенко заключил контракт с Университетом Талсы на преподавание русской литературы и основ европейского кинематографического искусства в 1991 году, после чего с семьей уехал жить в США.
- Работать в вузе он начал с 1992 года, а в 1993 году получил звание доктора искусств; в последние годы жизни поэт преподавал в Колледже искусства и науки по англоязычному курсу «Шедевры русской литературы».
- Евгений Евтушенко, родился в городе Зима, Иркутской области в России в 1932 году. Скончался 1 апреля в 2017 оду на 85-м году жизни в больнице Талсы, где он проходил лечение. Похоронен поэт, согласно его последней воле, в писательском поселке Переделкино, в России.
- Подробно вы можете познакомиться с биографией Евтушенко здесь
Евгений Евтушенко стихи
Пролог (Я разный)
Я разный — я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый. Я так люблю, чтоб все перемежалось! И столько всякого во мне перемешалось от запада и до востока, от зависти и до восторга! Я знаю — вы мне скажете: «Где цельность?» О, в этом всем огромная есть ценность! Я вам необходим. Я доверху завален, как сеном молодым машина грузовая. Лечу сквозь голоса, сквозь ветки, свет и щебет, и — бабочки в глаза, и — сено прет сквозь щели! Да здравствуют движение и жаркость, и жадность, торжествующая жадность! Границы мне мешают… Мне неловко не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка. Хочу шататься, сколько надо, Лондоном, со всеми говорить — пускай на ломаном. Мальчишкой, на автобусе повисшим, Хочу проехать утренним Парижем! Хочу искусства разного, как я! Пусть мне искусство не дает житья и обступает пусть со всех сторон… Да я и так искусством осажден. Я в самом разном сам собой увиден. Мне близки и Есенин, и Уитмен, и Мусоргским охваченная сцена, и девственные линии Гогена. Мне нравится и на коньках кататься, и, черкая пером, не спать ночей. Мне нравится в лицо врагу смеяться и женщину нести через ручей. Вгрызаюсь в книги и дрова таскаю, грущу, чего-то смутного ищу, и алыми морозными кусками арбуза августовского хрущу. Пою и пью, не думая о смерти, раскинув руки, падаю в траву, и если я умру на белом свете, то я умру от счастья, что живу. Евгений Евтушенко, 1955 г.
Карьера
Твердили пастыри, что вреден и неразумен Галилей, но, как показывает время: кто неразумен, тот умней. Ученый, сверстник Галилея, был Галилея не глупее. Он знал, что вертится земля, но у него была семья. И он, садясь с женой в карету, свершив предательство свое, считал, что делает карьеру, а между тем губил ее. За осознание планеты шел Галилей один на риск. И стал великим он… Вот это я понимаю — карьерист! Итак, да здравствует карьера, когда карьера такова, как у Шекспира и Пастера, Гомера и Толстого… Льва! Зачем их грязью покрывали? Талант — талант, как ни клейми. Забыты те, кто проклинали, но помнят тех, кого кляли. Все те, кто рвались в стратосферу, врачи, что гибли от холер, - вот эти делали карьеру! Я с их карьер беру пример. Я верю в их святую веру. Их вера — мужество мое. Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее! Евгений Евтушенко, 1957 г.
Не понимать друг друга
Не понимать друг друга страшно - не понимать и обнимать, и все же, как это ни странно, но так же страшно, так же страшно во всем друг друга понимать. Тем и другим себя мы раним. И, наделен познаньем ранним, я душу нежную твою не оскорблю непониманьем и пониманьем не убью. Евгений Евтушенко, 1956 г.
Гимн России
Будь, Россия, всегда Россией И не плачь, припав к другим на грудь. Будь свободной, гордой и красивой, Если нас не будет, будь! Родились мы в стране самой снежной, Но зато в самой нежной стране, Не безгрешной, правда, но безбрежной, С русской песней наравне. Разве совесть в лагерной могиле? Будут жить и мужество, и честь. Для того чтоб счастливы мы были, Всё у нас в России есть. Россияне, все вместе мы сила. Врозь нас просто с планеты стряхнуть. Да хранит Господь тебя, Россия, Если нас не будет, будь! Евгений Евтушенко
Стук в Дверь
«Кто там?» «Я старость. Я к тебе пришла». «Потом. Я занят. У меня дела.» Писал. Звонил. Уничтожал омлет. Открыл я дверь, но никого там нет. Шутили, может, надо мной друзья? А, может, имя не расслышал я? Не старость — это зрелость здесь была, не дождалась, вздохнула и ушла?! Евгений Евтушенко, 1959 г.
Хватит мелко самоутверждаться
Хватит мелко самоутверждаться — я уж, слава богу, не дитя. Надоело само утруждаться, грудь свою выпячивать, пыхтя. Из моих небрежных наблюдений всё-таки я понял наперёд: жажда мелких самоутверждений к саморазрушению ведёт. Всё проходит — женщины, известность, множество заманчивых огней. Остаётся внутренняя честность. Самоутвержденье только в ней. Самоутверждение бессмертно, если, не стремясь в бессмертный сан, для себя и мира незаметно утверждаешь большее, чем сам. Евгений Евтушенко
Евгений Евтушенко, Муки совести (отрывок)
- И покуда на свете на белом,
- где никто не безгрешен, никто,
- в ком-то слышится: «Что я наделал?»
- можно сделать с землей кое-что.
- Я не верю в пророков наитья,
- во второй или в тысячный Рим,
- верю в тихое: «Что вы творите?»,
- верю в горькое: «Что мы творим?»
- (1966 г.)