Дипломат Тютчев, для большинства из нас известен словами: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — в Россию можно только верить.»
Дипломат Тютчев, прекрасный поэт и ещё какой – острослов!
Тютчев Фёдор Иванович — дипломат
Сегодня многие воспринимают его как поэта, писавшего стихи о природе, красивые и легкие.
«Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.»
А вот современники Фёдора Ивановича Тютчева знали его в основном, как талантливого дипломата, публициста и остроумного человека, чьи остроты-афоризмы передавались из уст в уста.
Например: «Всякие попытки к политическим выступлениям в России равносильны стараниям высекать огонь из куска мыла».
В феврале 1822 года восемнадцатилетний Фёдор Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря.
Приглядевшись к нему, Александр Иванович Остерман-Толстой рекомендовал его на должность сверхштатного чиновника русского посольства в Баварии и, поскольку сам собирался за границу, решил отвезти Федора в Мюнхен в своей карете.
Фёдор Тютчев прибыл в Германию в конце июня 1822 года и прожил здесь в общей сложности около двух десятилетий. В Баварии он знакомится со многими деятелями германской культуры того времени, прежде всего с Фридрихом Шиллером и Генрихом Гейне.
В 1838 году в составе русской дипломатической миссии Фёдор Иванович выезжает в Турин, напоминает доктор философских наук Константин Долгов.
Позднее в письме Вяземскому Тютчев отметит: «Очень большое неудобство нашего положения заключается в том, что мы принуждены называть Европой то, что никогда не должно бы иметь другого имени, кроме своего собственного: Цивилизация.
Вот в чём кроется для нас источник бесконечных заблуждений и неизбежных недоразумений. Вот что искажает наши понятия… Впрочем, я более и более убеждаюсь, что всё, что могло сделать и могло дать нам мирное подражание Европе, — всё это мы уже получили. Правда, это очень немного».
К 1829 году Тютчев сложился как дипломат и попытался осуществить собственный дипломатический проект. В тот год Греция получила автономию, что привело к обострению борьбы между Россией и Англией за влияние на неё.
Позднее Тютчев напишет: «Давно на почве европейской, Где ложь так пышно разрослась, Давно наукой фарисейской Двойная правда создалась.»
Поскольку в только ещё возникающем греческом государстве происходили постоянные столкновения самых разных сил, было решено пригласить короля из «нейтральной» страны.
На эту роль избрали Оттона — совсем юного сына баварского короля.
Одним из идеологов такого пути восстановления греческой государственности был ректор Мюнхенского университета Фридрих Тирш.
Тютчев и Тирш совместно разрабатывали план, по которому новое королевство должно было находиться под покровительством России, которая сделала гораздо больше, чем кто-либо, для освобождения Греции.
Однако политика, проводимая министром иностранных дел Нессельроде, привела к тому, что Оттон стал, по сути дела, английской марионеткой.
В мае 1850 г Тютчев писал: «Нет, карлик мой! Трус беспримерный! Ты, как ни жмися, как ни трусь, Своей душою маловерной Не соблазнишь Святую Русь…»
А еще спустя десять лет Фёдор Иванович с горечью заметит: «Смотрите, с какой безрассудной поспешностью мы хлопочем о примирении держав, которые могут прийти к соглашению лишь для того, чтобы обратиться против нас. А почему такая оплошность? Потому, что до сих пор мы не научились различать наше «я» от нашего «не я».
«Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В её глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы.»
Долгое время дипломатическая карьера Тютчева складывалась не вполне удачно.
30 июня 1841 года он под предлогом длительного «неприбытия из отпуска» был уволен из министерства иностранных дел и лишен звания камергера. Предлог был чисто формальным, подлинной же причиной стало расхождение Тютчева во взглядах на европейскую политику с руководством министерства, считает доктор исторических наук Виктория Хевролина.
Фёдор Иванович напишет об этом позднее: «Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается по большей части при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению».
После своего увольнения от должности старшего секретаря русской миссии в Турине Тютчев ещё в течение нескольких лет продолжал оставаться в Мюнхене.
В конце сентября 1844 года, прожив за границей около 22 лет, Тютчев с женой и двумя детьми от второго брака переехал из Мюнхена в Петербург, а через полгода его снова зачислили в ведомство министерства иностранных дел; тогда же было возвращено поэту и звание камергера, напоминает Виктория Хевролина.
Он сумел стать ближайшим сподвижником и главным советником министра иностранных дел России Горчакова. С самого начала вступления Горчакова в эту должность в 1856 году он пригласил к себе Тютчева.
Многие историки считают, что основные дипломатические решения, которые принимал Горчаков, в той или иной степени подсказаны Тютчевым. В том числе знаменитая дипломатическая победа после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Тогда, согласно Парижскому мирному договору, Россия была сильно урезана в правах в Крыму, а Горчакову удалось восстановить статус-кво, и с этим он вошёл в историю, отмечает доктор исторических наук Виктория Хевролина.
Много лет проживший в Западной Европе Тютчев, разумеется, не мог не размышлять о судьбах России и её отношениях с Западом.
Написал об этом несколько статей, работал над трактатом «Россия и Запад». Он высоко ценил успехи западной цивилизации, но не считал, что Россия может идти по этому пути. Выдвигая идею о нравственном смысле истории, нравственности власти, критиковал западный индивидуализм.
Поэт Яков Хелемский напишет о Тютчеве: «А в жизни были Мюнхен и Париж, Почтенный Шеллинг, незабвенный Гейне. Но всё влекло в Умысличи и Вщиж, Десна всегда мерещилась на Рейне.»
Коллега по дипломатической службе князь Иван Гагарин писал: «Богатство, почести и самая слава имели мало привлекательности для него. Самым большим, самым глубоким наслаждением для него было присутствовать на зрелище, которое развертывается в мире, с неослабевающим любопытством следить за всеми его изменениями».
Сам же Тютчев в письме Вяземскому заметил: «Есть, я знаю, между нами люди, которые говорят, что в нас нет ничего, что стоило бы познавать, но в таком случае единственное, что следовало бы предпринять, это перестать существовать, а между тем, я думаю, никто не придерживается такого мнения…»
Источник: mid.ru
Тютчев острослов
Когда канцлер князь Горчаков сделал камер-юнкером Акинфьева (в жену которого был влюблен), Тютчев сказал: «Князь Горчаков походит на древних жрецов, которые золотили рога своих жертв».
Княгиня Трубецкая говорила без умолку по-французски при Тютчеве, и он сказал: «Полное злоупотребление иностранным языком; она никогда не посмела бы говорить столько глупостей по-русски».
Тютчев говорил: «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого одно уголовное дело».
Слабой стороной графа Д. Н. Блудова (председателя Государственного совета) был его характер, раздражительный и желчный. Известный остряк и поэт Ф. И. Тютчев (…) говорил про него: «Надо сознаться, что граф Блудов образец христианина: никто так, как он, не следует заповеди о забвении обид… нанесенных им самим».
Возвращаясь в Россию из заграничного путешествия, Тютчев пишет жене из Варшавы: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины».
Про канцлера князя Горчакова Тютчев говорит: «Он незаурядная натура и с большими достоинствами, чем можно предположить по наружности. Сливки у него на дне, молоко на поверхности».
Однажды осенью, сообщая, что светский Петербург очень еще безлюден, Тютчев пишет: «Вернувшиеся из-за границы почти так же редки и малоосязаемы, как выходцы с того света, и, признаюсь, нельзя по совести обвинять тех, кто не возвращается, так как хотелось бы быть в их числе».
Некую госпожу Андриан — Тютчев называет: «Неутомимая, но очень утомительная».
Описывая семейное счастье одного из своих родственников, Тютчев замечает: «Он слишком погрузился в негу своей семейной жизни и не может из неё выбраться. Он подобен мухе, увязшей в меду».
Во время предсмертной болезни поэта император Александр II, до тех пор никогда не бывавший у Тютчевых, пожелал навестить поэта. Когда об этом сказали Тютчеву, он заметил, что это приводит его в большое смущение, так как будет крайне неделикатно, если он не умрет на другой же день после царского посещения. Острота его дошла до императора, и запланированный визит не состоялся.
По поводу сановников, близких императору Николаю I, оставшихся у власти и при Александре II, Ф. И. Тютчев сказал однажды, что они напоминают ему «волосы и ногти, которые продолжают расти на теле умерших ещё некоторое время после их погребения в могиле».
Некто, очень светский, был по службе своей близок к министру далеко не светскому. Вследствие положения своего, обязан он был являться иногда на обеды и вечеринки его. «Что же он там делает?» — спрашивают Ф. И. Тютчева. «Ведёт себя очень прилично, — отвечает он, — как маркиз-помещик в старых французских оперетках, когда случается попасть ему на деревенский праздник: он ко всем благоприветлив, каждому скажет любезное, ласковое слово, а там, при первом удобном случае, сделает пируэт и исчезает».
Исследователь: Охотин Н
Даты из 69 лет жизни Тютчева (1803 г.–1873 г.)
- 1803, 23 ноября (5 декабря нового стиля) — Фёдор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянской области).
- 1810, конец года — Тютчевы поселились в своем московском доме в Армянском переулке.
- 1812, август — Семья Тютчевых уезжает в Ярославль накануне захвата Москвы наполеоновской армией.
- Конец года — Возвращение в Москву. С. Е. Раич приглашен воспитателем к Тютчеву.
- 1813, 12 ноября — Наиболее раннее из дошедших до нас стихотворений Тютчева — «Любезному папеньке».
- 1815, конец года — Стихотворение «На новый 1816 год», ясно свидетельствующее о поэтическом даре Тютчева.
- 1816, конец года — 1817, начало года — Тютчев начинает посещать лекции в Московском университете.
- 1817, 28 октября — В. А. Жуковский посещает дом Тютчевых.
- 1817–1820 — Тютчев знакомится с будущими любомудрами (Погодин, В. Одоевский, Веневитинов, Хомяков, Максимович, Шевырев, братья Киреевские, А. Муравьев, Рожалин, Кошелев и др.).
- 1818, 22 февраля — А. Ф. Мерзляков читает стихотворение Тютчева на заседании Общества любителей российской словесности.
- 30 марта — Избрание сотрудником Общества любителей российской словесности.
- 17 апреля — Встреча с В. А. Жуковским в Кремле.
- 1819, август — Вольный перевод «Послания Горация к Меценату» опубликован в «Трудах Общества любителей российской словесности».
- 6 ноября — Тютчев стал студентом словесного отделения Московского университета.
- 1821, 30 апреля — В обществе любителей российской словесности драматург Федор Кокошкин прочитал тютчевское стихотворение «Весна (Посвящается друзьям)» — один из наиболее ранних поэтических манифестов любомудров.
- 23 ноября — Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук.
- 1822, 5 февраля — Приезд в Петербург.
- 21 февраля — Поступление на службу в Государственную коллегию иностранных дел.
- 11 июня — Отъезд в Мюнхен в качестве сверхштатного сотрудника русской миссии.
- 1825, 11 июня — Приезд на время отпуска в Россию. Ноябрь — опубликовано первое зрелое творение Тютчева — «Проблеск».
- Конец года — 1826, начало года — Тютчев из Петербурга выезжает в Мюнхен.
- 1826, 5 марта — Женитьба на Элеоноре Петерсон (Ботмер).
- 1827, конец года — 1828, начало года — Знакомство с Шеллингом.
- 1828, февраль — Знакомство с Гейне.
- 1830, 6 апреля — Приезд Ивана Киреевского и Рожалина в Мюнхен.
- 16 мая — 13 октября — Тютчев на время отпуска уезжает в Россию.
- 1833, февраль — Знакомство с Эрнестиной Дёрнберг (Пфеффедь).
- 1836, 28 июня — 22 августа — Во время отсутствия посланника Тютчев исполняет обязанности поверенного в делах в Мюнхене.
- Октябрь — Шестнадцать стихотворений поэта опубликованы в пушкинском «Современнике».
- 1837, май — начало августа — Отпуск, проведенный в Петербурге.
- 7 августа — Отъезд в Турин в качестве первого секретаря русской миссии.
- 1838, 22 июля — 1839, 25 июня — Исполняет обязанности поверенного в делах в Турине.
- 28 августа — Кончина Элеоноры Тютчевой.
- 23 ноября — Записка Тютчева о проникновении флота США в Средиземное море.
- 1839, 7 июля — Венчание с Эрнестиной Дёрнберг в Берне.
- 1 октября — Освобождается по собственному желанию от должности первого секретаря в Турине с оставлением в ведомстве министерства иностранных дел.
- 1841, 30 июня — Тютчев уволен из министерства иностранных дел и лишен звания камергера.
- 1843, 8 июля — 19 сентября — Тютчев в России.
- 25 июля — Посещение дома Елагиных-Киреевских; знакомство с Чаадаевым, Герценом и др.
- 7 сентября — Представление Николаю I через Бенкендорфа политической записки Тютчева.
- 1844, 21 марта — Появление письма Тютчева в газетах — об отношениях России и Германии.
- Июнь — Издание в Мюнхене брошюры Тютчева «Письмо к доктору Густаву Кольбу» («Россия и Германия»),
- 20 сентября — Возвращение Тютчева в Россию.
- 1845, 16 марта — Восстановление на службе в министерстве иностранных дел.
- 14 апреля — Возвращение звания камергера.
- 1848, 15 февраля — Назначение чиновником особых поручений при государственном канцлере.
- 28 августа — 12 сентября — Поездка в Овстуг.
- 1847, конец июня — сентябрь — Поездка за границу (Германия, Швейцария).
- 1848, 1 февраля — Назначение старшим цензором при министерстве иностранных дел.
- 12 апреля — Написана статья «Россия и революция» (опубликована в мае 1849-го в Париже в виде брошюры).
- 1849, 7 июня — Приезд в Овстуг. Начало нового периода творчества поэта. Осень — Работа над трактатом «Россия и Запад» (не завершен).
- 1850, январь — Статья Некрасова о Тютчеве в журнале «Современник». Во французском журнале «Ревю де Дё Монд» опубликована глава из тютчевского трактата — «Папство и римский вопрос».
- 15 июля — Объяснение Тютчева и Е. А. Денисьевой.
- 1852, конец июня — Поездка в Орел (через Овстуг).
- 31 декабря — 22 января 1853 — Пребывание в Овстуге.
- 1853, 13 июня — Отъезд из Петербурга в Германию и Францию (вернулся 9 сентября).
- 19 октября — Царский манифест о войне с Турцией, переросшей в Крымскую войну (1854–1856).
- 1854, март — Сборник стихотворений поэта, изданный как приложение к журналу «Современник».
- Июнь — Выход в свет книги «Стихотворения Ф. Тютчева».
- 1855 год — Поездка в Овстуг; стихотворение «Эти бедные селенья…».
- 1856, начало года — Знакомство с Л.Н. Толстым.
- 18 апреля — Тютчев приглашен к только что назначенному министром иностранных дел А. М. Горчакову.
- 1857, 7 апреля — Производство в действительные статские советники.
- Август — Пребывание в Овстуге.
- Октябрь — ноябрь — Тютчеву предложено стать редактором внешнеполитического журнала; в ответ он составляет «Письмо о цензуре в России».
- 1858, 17 апреля — Назначение председателем Комитета цензуры иностранной.
- 1859, 9 мая — 2 ноября — Поездка за границу.
- 1860, 20 июня — конец ноября — Поездка за границу.
- 1861, 6–7 марта — Опубликован переведенный Тютчевым на французский язык манифест об освобождении крестьян.
- 1862, 25 мая — 15 августа — Поездка за границу.
- 1864, 4 августа — Кончина Е. А. Денисьевой.
- Около 20 августа — 25 марта 1865 — Пребывание за границей.
- 1864, 6—28 августа — Тютчев в Овстуге.
- 30 августа — Производство в тайные советники.
- 1868, март — Выход в свет второй книги поэта.
- Август — Поездка в Овстуг.
- 1869, август — Поездка в Овстуг, а оттуда в Киев.
- 1870, июль — август — Последняя поездка за границу; в сентябре Тютчев приехал в Овстуг.
- 1871, 14–20 августа — Последнее свидание с Овстугом.
- 1873, 1 января — Начало предсмертной болезни.
- 15 июля — Кончина Федора Ивановича Тютчева в Царском Селе.
(Составил последовательность этих дат — Кожинов Вадим Валерианович)
Тютчев Фёдор Иванович — стихи
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, — И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать…
Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит: Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. ***** Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,— Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты… Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. ***** Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд! Весна идёт, весна идёт, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..» ***** Не рассуждай, не хлопочи — Безумство ищет — глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему — то будет… Живя, умей всё пережить: Печаль, и радость, и тревогу — Чего желать? О чём тужить? День пережит — и слава Богу!
Дипломат Тютчев, поэт и острослов:
«Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса…»