Внешняя политика Петра I и его флот

Внешняя политика Петра I и Русский флот, эти две темы не отделимы. Так какую роль сыграл созданный при Петре I флот в истории русских внешнеполитических отношений?

Прорваться к морю! Такова была цель Петра I

 

Внешняя политика Петра

Пётр I

Пётр проявил во всём блеске свои способности.

  • Он оказался и первоклассным стратегом.
  • Он был полководцем, флотоводцем и проницательным высокоталантливым дипломатом, которого не могли обмануть ни англичане, ни французы, ни шведы, ни другие.

Пётр I стал первым Императором Всероссийским

  • Между Россией и Швецией 30 августа (10 сентября) 1721 года был заключен Ништадтский мир, который завершил Северную войну, продолжавшуюся 21 год. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. В ознаменование этого события Сенат и Синод решили преподнести Петру Алексеевичу титул Императора Всероссийского.
  • Принятие императорского титула знаменовало принципиально важные перемены в международном положении России.
  • Первыми признали новый титул русского царя Петра I — Пруссия и Голландия, затем Швеция (1723), Турция (1739), Соединённое Королевство и Австрия (1742), Франция и Испания (1745). Эти признания императорского титула российского монарха означали признание России в роли одного из лидеров мировой политики того времени.

 

Как и когда Пётр стал царём

  • Пётр был провозглашён царём в 1682 году, ему было 10 лет. Регентшей стала сестра Петра — Софья Алексеевна.
  • Пётр стал править самостоятельно с 1689 года.
  • Родился Пётр 9 июня 1672 года в Москве.
  • Отец Петра — Алексей Михайлович Тишайший, он был вторым русским царём из династии Романовых.
  • Дед Петра по отцу – Михаил Фёдорович первый русский царь из династии Романовых, он был избран на царствование Земским собором, правил с 27 марта 1613 года.
  • Мать Петра — Наталья Кирилловна Нарышкина.
  • Умер Пётр I в Санкт-Петербурге 8 февраля 1725 года.

 

Знакомство Петра с морем в 1693 году

  • Пётр выехал в Архангельск 4 июля 1693 года, куда и прибыл утром 30 июля. Первый раз в жизни он увидел море и настоящие морские суда. Как раз голландские и английские торговые суда собирались идти из Архангельска домой, и Петр немедленно решает принять участие в их плавании.
  • На русской 12-пушечной яхте «Святой Петр» он присоединяется к этому небольшому торговому каравану и довольно далеко провожает его в море. Целых шесть дней заняло это неожиданное путешествие, но Петра совсем не удовлетворили его результаты. Что осмотришь за короткое время на уходящих кораблях? Царь решил задержаться в Архангельске, пока не придет ожидавшаяся к началу осени новая торговая флотилия из Гамбурга. Дождавшись её и осмотрев с большим вниманием суда, царь вернулся в Москву.
  • В Архангельске на Соломбальской верфи Пётр заложил 24-пушечный корабль «Апостол Павел». Кроме того, было приказано купить в Голландии 44-пушечный фрегат, названный «Святое пророчество».

Первое знакомство с морем окончательно выявило настоящую страсть Петра к морской стихии.

  • 1 мая 1694 г. царь выехал из Москвы на Белое море к началу летней навигации.
  • Находясь в Архангельске, царь почти ежедневно бывал у голландцев и англичан, часами наблюдая, выспрашивая, учась, принимая непосредственное участие в разного рода ремонтных корабельных работах.
  • Из второго путешествия к Белому морю Петр вернулся в Москву с твердой мыслью о необходимости создания флота.
  • Когда Пётр пришел к власти, его царство располагало, в сущности, всего двумя морскими побережьями: на Белом море и на севере Каспия.

 

Внешняя политика Петра I и Русский флот

Прорваться к морю — такова была цель Петра. Начать всё же приходилось не с Балтийского моря, а с Азовского и Черного.

  • Между Россией, Польшей, Австрией и Венецией существовал военный союз, направленный против Турции. В 1695 г. Пётр двинул войска под Азов. Неудача первого азовского похода показала, что без помощи флота Азов не взять.
  • Началась работа по постройке судов. Уже зимой 1695 года работали вовсю и в Преображенском, на сооруженной там верфи, и в Воронеже. Больше строили галеры и струги. Весной 1696 г. в Воронеже были спущены на воду 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера. Непрерывно строились в большом количестве струги.

 

Боярская Дума 20 октября 1696 г. приняла решение — Морским судам быть

Азов сдался русским 19 июля 1696 г. Без овладения Крымом или, по крайней мере, Керчью, завоевание Азова очень мало приближало Россию к свободному выходу в Черное море.

В октябре 1696 г. в Москве собралась Боярская Дума, — высший совещательный орган государства. 

20 октября 1696 г. Боярской Думой — «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить, не замотчав».

 

Россия наглядно для всех становилась в ряд великих европейских морских держав.

  • Соединенный русско-английско-датско-голландский флот 5 августа 1716 года вышел из Копенгагена к Борнгольму под верховной командой Петра. Во флоте числилось свыше 70 линейных кораблей и фрегатов и несколько сот транспортов. Целью похода было защитить торговые суда от возможного нападения шведских кораблей.
  • Русская эскадра по качеству судов, силе артиллерии и общей боеспособности не уступала английской и бесспорно превосходила датскую и голландскую. Первый флагман — верховный командир всей этой великой соединенной армады «Петр Михайлов», мастеровой амстердамской верфи, — шел впереди на своем превосходном корабле «Ингерманландия». Россия тут как бы символизировала все значение, какое она в такой невероятно короткий срок приобрела на Балтийском море.
  • Со всех сторон английское правительство получало в 1716 г. достоверные сведения о быстром росте экономического и политического значения России на Балтийском море.

 

Русский флот невозбранно гулял на просторах Балтики

  • Русский флот невозбранно гулял на просторах Балтики от Котлина и устья Невы до Ревеля, до Риги, до Данцига, до Штеттина, до Копенгагена, до Гельсингфорса, до Аландских островов, наконец, до предместий Стокгольма.

Дипломатия Петра делала уступки там, где интересы России не были прямо затронуты и где не Россия жертвовала.

  • Петр потерпел присоединение Бремена и Вердена к ганноверскому курфюршерству, т. е. к владениям короля английского Георга I, он не противился присоединению части шведской Померании к Пруссии и части Шлезвига — к Дании, но из русских приобретений он не пожелал уступать и до конца войны не уступил решительно ничего сколько-нибудь существенного.

 

Пётр решил издать Морской устав.

В своем указе от 13 января 1720 г. по поводу издания Морского устава Петр написал: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет».

 

Инструкция Берингу

Петр, за три недели до смерти, призывает капитана первого ранга Витуса Беринга, на которого он возложил решение так давно интересовавшей его проблемы. Это был его личный выбор, и удачнее выбор этот нельзя было сделать, что ярко подтвердилось, когда Петр уже давно лежал в могиле.

6 января 1725 г. Петр подписал следующую инструкцию Берингу:

«1. Надлежит в Камчатке, или в другом том месте, сделать один или два бота с палубами.

  1. На оных ботах, возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля часть Америки.
  2. И для того искать где оная сошлась с Америкою, и чтобы доехать до какого города европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него как оной кюст (берег) называют и взять на письме, и самым побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и поставя на карту, приезжать сюды».

24 января 1725 г. экспедиция Беринга двинулась из Петербурга. Но уже 8 февраля 1725 г., доехав только до Вологды, Беринг узнал, что Пётр скончался.

Источник: Тарле Евгений Викторович, — Русский флот и внешняя политика Петра I.

Литература: Кротов П. А. Гангутская баталия 1714 года. — СПб.: Лики России, 1996. 

Карта сайта