Лозаннская конференция (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г.)
20 ноября в казино в Лозанне открылась конференция.
На конференции Англия была представлена лордом Керзоном, Франция — Пуанкаре, Италия — Муссолини.
На ней присутствовали также делегаты от Японии, Турции, Греции, Югославии, Болгарии и Румынии. Соединённые штаты Америки не принимали участия в конференции; они прислали лишь своих представителей в качестве «наблюдателей».
Тщательно подготовляя конференцию, Керзон заранее обдумал вопросы её организации.
Он предложил разбить конференцию на три комиссии: первую — по территориальным и военным вопросам, вторую — о режиме иностранцев и нацменьшинств, третью — по вопросам финансовым и экономическим.
Сокращённо эти комиссии назывались: политическая, юридическая и экономическая.
Турецкий представитель Исмет-паша настаивал, чтобы председательствование в одной из трёх комиссий, а также пост заместителя секретаря конференции были предоставлены туркам.
«С жестом негодующего царственного величия». Керзон отверг все эти предложения.
Председателем первой комиссии был сам лорд Керзон.
Он предложил заняться прежде всего вопросом о европейской границе Турции.
Турки требовали установления тех границ, которые были указаны в договоре между Болгарией и Турцией в 1913 г..
Что касается Западной Фракии, то они настаивали на проведении там плебисцита.
Лорд Керзон старался оставить туркам в Европе как можно меньше территории.
С целью полной изоляции Турции он поддерживал слух о возможности создания против неё блока балканских стран.
В газетах появились сообщения об организации балканского союза. Слух этот продержался, однако, не более одного-двух дней.
На самом деле между балканскими странами тут же на конференции вспыхнули разногласия.
Болгария, приглашённая для участия только в одной комиссии, настаивала на предоставлении ей выхода в Эгейское море и требовала передачи ей района Дедеагача.
Венизелос заявлял, что Греция и без того идёт на крайние уступки; поэтому он категорически высказался против передачи болгарам Дедеагача.
Турки со своей стороны старались расколоть фронт балканских государств: они внесли предложение о нейтрализации Дедеагача, поддержав Болгарию против Греции.
Лорд Керзон явно спешил покончить с территориальными вопросами до приезда советской делегации, — её ждали к началу декабря.
К тому же англичане подозревали, что французы намеренно затягивают Лозаннскую конференцию, чтобы отвлечь внимание Англии от подготовляемой оккупации Рурской области.
Керзон хотел закончить Лозаннскую конференцию в две-три недели.
В Лозанне начались частные совещания. Керзон несколько раз встречался с турками, убеждая их уступить.
Наконец, 25 ноября, на заседании комиссии, от имени союзников и всех балканских стран Керзон предложил туркам согласиться на те же условия, которые выдвинуты были в ноте союзников от 23 сентября: демилитаризацию границы вдоль реки Марицы на 30 километров в обе стороны и оставление Западной Фракии за греками.
Вместе с тем лорд Керзон выступил против требования турок вернуть им Карагач, составлявший железнодорожную станцию Адрианополя.
«Вы хотели получить Адрианополь, — убеждал лорд Керзон турок, — мы его вам оставляем; Карагач же только пригород, к тому же населённый греками; наконец, Карагач должен быть включён в демилитаризованную зону»; таким образом отпадает военная угроза Адрианополю, чего боятся турки.
В заключение Керзон добавил, что все союзники и балканские страны согласились на предлагаемую Турции границу. Турция попросила несколько дней на подготовку ответа.
Лозаннская конференция (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г.) и другие статьи по темам:
Углубление противоречий версальской системы. Отмена севрского договора (1931-1923 гг.)
История дипломатии – полный перечень статей