Послы и посольства
Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов.
В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в классической Греции — старейшинами (пресбейс).
Послы и посольства. В государствах Греции, как, например, в Афинах, Спарте, Коринфе и др., послы избирались Народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет.
Отсюда и происходит термин «старейшины».
Обыкновенно послы избирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых.
Чаще всего посольские поручения давались архонтам данного города и в особенности архонту-полемарху (военачальнику).
Известны случаи, когда послами назначали актеров.
Актером, например, был знаменитый оратор Эсхин, представлявший афинское государство у македонского царя Филиппа II.
Избрание актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация.
Искусство актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.
Число членов посольства не было установлено законом: оно определялось в зависимости от условий данного момента.
Все послы считались равноправными.
Лишь позже вошло в обычай выбирать главного посла — «архистарейшину», председателя посольской коллегии.
На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, «дорожные деньги». К послам назначался определенный штат прислуги.
При отправлении им давались рекомендательные письма (симбола) к проксенам города, в который выезжало посольство.
Цель посольства определялась вручаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, состоявшей из двух сложенных вместе листов.
Отсюда и происходит самый термин «дипломатия».
Инструкции служили основным руководством для послов.
В них указывалась цель посольства; однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.
Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами.
Они предъявляли ему свои грамоты и получали от него соответствующие указания и советы.
В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней) послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия.
После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии.
Как правило, к иностранным послам относились с почтением, обеспечивали им хороший прием, предлагали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества.
По возвращении в родной город члены посольства отдавали отчет в Народном собрании о результатах своей миссии. В случае одобрения им выдавались почетные награды.
Самой высокой из них был лавровый венок с приглашением на следующий день обедать в притании, особом здании близ Акрополя, в котором обедали почетные гости государства.
Каждому гражданину предоставлялось право при отчете посла высказывать свое мнение и даже выступать против посла с обвинениями.
Послы и посольства. Одной из главных обязанностей послов в Греции, как и вообще в античных государствах, было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров.
На договор в древнем мире смотрели, как на нечто магическое.
Нарушение договора, по суеверному убеждению людей древности, влекло за собой божественную кару.
Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Греции были обставлены строгими формальностями.
Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественную силу, якобы освятившую подписанный договор.
Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистратов того города, где подписывался договор.
К клятве присоединялось еще проклятие, падавшее на голову нарушителя договора.
Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения передавались на рассмотрение третейской комиссии.
Она налагала на виновников нарушения денежные пени, которые вносились в казну какого-либо божества — Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и др.
Из надписей известны такие взыскания, равнявшиеся десяти и более талантам, что в то время составляло очень крупную сумму.
В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокорных городов предпринимались принудительные меры, До священной войны включительно.
После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов (в Афинах — в храме Афины Паллады на Акрополе).
Копии наиболее важных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе.
Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон.
Один текст обязательно поступал в государственный архив.
В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорный текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.
Статьи по теме