Черноморский флот при Екатерине II

Черноморский флот при Екатерине II был основан, согласно её Указу от 13 мая 1783 года.

Черноморский флот

 

Черноморский флот при Екатерине II

Кучук-Кайнарджийский мир 1774 года, подтвержденный в 1779 году, доставил русским судам свободное плавание по Азовскому и всему Черному морю и одинаковые торговые преимущества с французскими и английскими купеческими судами в турецких водах.

Россия приобрела в вечное свое владение земли между Днепром и Бугом, Азов, Таганрог, Керчь, Ени-Кале и лежащий против Очакова замок Кинбурн с его округом.

 

  • Кроме того, признана была независимость крымского хана Шахин-Гирея, расположенного к России, и татар кубанских, буджакских и ногайских.

Река Кубань назначена границей между двумя империями.

  • За Турцией осталась Очаковская крепость, защищавшая вход в лиман Днепровский.
  • Ей возвращены были занятые нами: Бессарабия, Молдавия, Валахия и все острова Греческого Архипелага, с обязательством не мстить жителям и не стеснять исповедания христианской веры.

 

Приобретение стольких вод и прибрежных земель давало возможность расширить военные морские силы соответственно видам и потребностям.

Поэтому, вскоре после заключения мира, усилено было судостроение на Дону и, кроме прежних верфей выше Воронежа, в Таврове, Павловске и Хоперске, учреждены были новые близ устья Дона: в Рогожских Хуторах, в Гнилой Тоне и Таганроге. Часть судов имела постоянное пребывание в Керчи.

 

 

  • В декабре 1775 года Адмиралтейств-коллегия получила повеление об избрании на Днепровском лимане, неподалеку от урочища, называемого Глубокая Пристань, и сколько можно ближе к Александровским шанцам, выгодного места для гавани и адмиралтейства, со всеми необходимыми к нему принадлежностями.
  • В котором, для построения больших военных судов, имелось бы 20 или по крайней мере 15 эллингов, расположенных в таком близком между собой расстоянии, чтобы все адмиралтейство с будущими строениями удобно было обнести укреплениями.

 

В том же указе, между прочим, сказано: что, «как по отдаленности Адмиралтейств-коллегии от заводимой верфи и гавани, она не может, без потери большого времени, снабжать часто повелениями и наставлениями, то для избежания сего избрать одного члена Коллегии с особенной доверенностью, а обо всех новых положениях сочинить штат».

 

 

В августе 1776 года с Балтийского флота назначен был контр-адмирал Клокачев главным морским начальником на Дону.

В 1777 году контр-адмирал Шубин, имевший поручение приискать место для кораблестроения на Днепре, указал на берег, занимаемый теперь Херсоном.

  • По представлению его в том же году заложен был город с адмиралтейством и верфью. На правой стороне Лимана, у Глубокой Пристани, построен редут.

 

 

  • Устройством нового города заведовал инженерный полковник Гакс, под надзором генерал-цейхмейстера морской артиллерии Ганнибала и под главным начальством новороссийского генерал-губернатора князя Потемкина.
  • В короткое время все необходимые постройки Херсонского адмиралтейства были готовы и в девяти его эллингах строили 66-пушечные линейные корабли и камели.

 

 

  • В 1778 году Адмиралтейств-коллегии высочайше было предписано из находившихся судов в Азовском море, оставив несколько для охранения Керченского пролива, прочие, в числе коих были три новых фрегата, препроводить в Херсон.
  • Для почты между Константинополем, Херсоном и Керчью содержать до шести легких судов.
  • В 1780 году сверх строившихся восьми кораблей повелено было заготовить леса еще для четырех, чтобы содержать в Херсоне двенадцать 66-пушечных кораблей, а фрегатов и прочих судов по соразмерности.

 

 

В Таганроге, под распоряжением Клокачева, судостроение также шло успешно.

  • К 1777 году построено им семь фрегатов и один бомбардирский корабль.
  • В 1779 году всех больших судов в Азовском флоте состояло 52. В этом же году бригадир Круз крейсировал с эскадрой на Черном море.

 

 

Турция и Крым

Не прочны, однако, были основания мирного договора с Турцией, видевшей неизбежное присоединение Крыма к России и искавшей возвращения прежнего своего на него влияния.

  • Поэтому, поселяя беспрестанные неудовольствия между татарами и подстрекая их к восстанию, Порта обнаруживала свои замыслы.
  • Она перешла к явному нарушению мирных условий, заняв Тамань в 1782 году и намереваясь переправить войска в Крым, где татары вторично взбунтовались и принудили хана своего искать убежища в Керчи.

 

 

Вследствие этого повелено было: генерал-поручику Потемкину заставить турок удалиться за Кубань, и Суворову усмирить буджакских и ногайских татар; генерал же поручик граф де Бальмен двинулся для успокоения Крыма, проник вовнутрь полуострова, занял Ахтиар и построил в нем укрепление.

В начале осени того же года многочисленный турецкий флот, под начальством капудан-паши, подойдя к Кинбурну, намеревался сделать высадку, но Суворов, успев усадить Кинбурнские укрепления, готовил решительный отпор и неприятельский флот, ничего не предприняв, вынужден был удалиться.

 

 

Присоединение Крыма к Российской империи в 1783 г.

В 1783 году последовало присоединение Крыма к Российской империи, совершенное без всякого кровопролития, даже без выстрела.

 

  • В апреле того же года начальник Азовского флота вице-адмирал Клокачев по повелению императрицы отправил фрегат «Осторожный», под командой капитана 2 ранга Берсенева, для описи крымских берегов и осмотра Ахтиарской бухты (Корсунского Сиваша).
  • Получив донесение, что вновь приобретенный порт представляет все удобства, Клокачев прибыл туда из Керчи в начале мая с четырьмя фрегатами и столькими же мелкими судами.
  • Вслед за ними пришли туда с контр-адмиралом Мекензи еще шесть фрегатов Азовского флота и несколько купеческих транспортов, и основали там свое местопребывание.

 

Контр-адмиралу Мекензи поручено устройство порта, первоначально названного Ахтиаром, что значит «белая или медовая гора», по имени небольшой татарской деревни, там находившейся.

Вскоре императрица наименовала его Севастополем, что значит на греческом языке «Знаменитый город».

 

 

Прибытие Ф. Ф. Ушакова

В половине 1783 года прибыли из Петербурга в Херсон первые морские команды на семь кораблей и фрегатов, и в числе многих офицеров, посланных тогда с Балтийского флота, состоял и Ф. Ф. Ушаков.

 

  • Повелено было в Херсон и Севастополь высылать:
  • Работников из внутренних губерний.
  • Леса из Белоруссии, Польши, Воронежа и Крыма.
  • Железо с сибирских заводов доставляемо было через Таганрог.

 

 

  • Чума, проникшая из Крыма, приостановила на некоторое время адмиралтейские работы в Херсоне.
  • Ушаков, находившийся при постройке тамошних кораблей, принимал также деятельное участие в прекращении заразы, за что, по особому ходатайству президента Адмиралтейств-коллегии графа И. Г. Чернышева, награжден в 1784 году орденом Св. Владимира 4-й степени и получил письменную благодарность от Коллегии.

 

 

Построение судов в Херсоне

  • Построение судов в Херсоне производилось, однако, деятельно, невзирая на многие недостатки и затруднения, первоначально встретившиеся, и на развившуюся болезнь.

 

  • В 1783 году спущен был на воду:
  • Первый черноморский линейный корабль, 74-пушечный «Слава Екатерины», под командой капитана 1 ранга графа М. Войновича.
  • 50-пушечный фрегат «Св. Георгий Победоносец».

 

 

  • В 1784 году были спущены суда, построенные корабельным мастером Афанасьевым:
  • 66-пушечный корабль «Мария Магдалина».
  • 66-пушечный «Св. Павел», под командой капитана 1 ранга Ф. Ф. Ушакова.
  • 50-пушечный фрегат «Св. Апостол Андрей».

 

 

  • Корабль «Слава Екатерины», фрегат «Св. Георгий» и несколько мелких судов в 1784 году крейсировали уже у крымских берегов, и небольшая эскадра эта, состоявшая под начальством капитана графа М. Войновича, вошла в Севастополь, избранный в этом году главным портом для Черноморского флота.

 

 

 

Черноморский флот и князь Потёмкин

Указом от 13 августа 1785 года князю Потемкину-Таврическому поручен был в полное ведение Черноморский флот со всеми адмиралтействами и портами на Черном и Азовском морях и на Дону, и вскоре за тем ему пожалован кейзер-флаг.

 

 

  • В том же году утвержден штат Черноморского флота и Адмиралтейства, которым положено было иметь:
  • 12 линейных кораблей: два 80-пушечных и десять 66-пушечных.
  • 20 фрегатов: восемь 50-пушечных, шесть 32-пушечных и шесть 22-пушечных.
  • 23 ластовых и транспортных судов, три камели и 13 500 матросов, солдат и артиллеристов, кроме портовых и адмиралтейских команд.

 

 

  • По спискам того года в Черноморском флоте старшими офицерами состояли:
  • Вице-адмирал Яков Сухотин.
  • Контр-адмиралы: Роберт Дугдал, Томас Мекензи.
  • Капитаны 1 ранга: Николай Мордвинов, Марк Войнович, Панайоти Алексиано, Ф. Ф. Ушаков, Тиамин Тиздель и Павел Пустошкин.

 

 

  • Потемкин возложил попечение об устройстве портов:
  • В Севастополе на контр-адмирала Мекензи.
  • В Херсоне на капитана 1 ранга Н. С. Мордвинова.
  • В Таганроге на П. В. Пустошкина.

 

  • Устройство и обучение корабельного флота было поручено капитанам 1 ранга графу Войновичу и Ф. Ф. Ушакову.
  • Капитан-лейтенант Д. Н. Сенявин назначен был к нему генерал-адъютантом по управлению Черноморским флотом.
  • Приняты были в морскую службу много греков и два англичанина: Мессер и Белле.

 

 

Путешествие Екатерины II в 1787 г. Черноморский флот.

Путешествие Екатерины II состоялось в 1787 году по вновь приобретенным землям.

 

  • Екатерину II сопровождали:
  • Австрийский император Иосиф II.
  • Принц Нассау и Принц де Линя.
  • Французский, английский и австрийский посланники.

 

 

  • Государыня посетила Херсон, где присутствовала при спуске кораблей:
  • 80-пушечных «Рождество Христово» и «Иосиф II».
  • 66-пушечного «Св. Владимир».
  • 50-пушечного фрегата «Св. Александр Невский».

 

 

22 мая императрица прибыла в Севастополь и тут впервые увидела юный Черноморский флот, стоявший в стройных линиях на рейде.

 

 

  • Черноморский флот состоял тогда из:
  • 3 линейных кораблей.
  • 3 бомбардирских.
  • 12 фрегатов.
  • 2 брандеров.
  • до 26 судов двух– и трехмачтовых, под военными флагами, доставленных из Архипелага, где они служили корсерами при флоте адмирала Спиридова.

 

  • Всем флотом этим начальствовал граф Войнович, произведенный тогда, вместе с Мордвиновым, в контр-адмиралы.
  • Командир корабля «Св. Павел» Ф. Ф. Ушаков пожалован был в капитаны бригадирского ранга, в чине капитана 1 ранга прослужил около трех лет.

 

 

С большим торжеством и предупредительностью князь Потемкин принял в Севастополе императрицу, обрадованную видом стольких военных судов русских на Черном море и важными удобствами нового порта.

  • Военное празднество продолжалось два дня.
  • Произведено было примерное нападение на деревянную крепость, нарочно устроенную на северном берегу рейда, которую разрушил и сжег бомбардирский корабль «Страшный».

 

  • Все флагманы и командиры судов представлены были императрице и допущены к целованию руки, в том числе Ф. Ф. Ушаков.

24 мая ее величество со всеми гостями отбыла из Севастополя в обратный путь.

Но едва смолк гром салютов, которыми была приветствуема великая монархиня, как разрыв с Турцией, последовавший в сентябре того же года, подал флоту новый случай ниспослать гром побед на врагов своих.

 

 

Источник

  • Ушаков Федор Федорович. — Святое русское воинство. — Глава IV. Служение Ф. Ф. Ушакова в Черноморском флоте с 1783 года.

 

Все статьи сайта.

новые статьи

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *