Почему Лавров цитирует Достоевского

Почему Лавров цитирует Достоевского часто? Попробуем проследить, когда Министр иностранных Дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров вспоминает точные выражения Фёдора Михайловича Достоевского. Вероятно, Достоевский очень хорошо понимал мир дипломатии и международных отношений. Главное, его мысли отражают сегодняшнюю действительность.

Почему Лавров цитирует Достоевского

 

В 2021 году мир отметил 200-летие со дня рождения великого русского писателя, философа, мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского (1821 – 1881).

  • Круглая дата, конечно, прекрасный повод обратиться к Достоевскому, но многие люди в разных станах каждый день вспоминают о Достоевском, перечитывают его произведения..

 

 

 

В июле отмечают День Достоевского.

С 2010 года в Петербурге проводится городской праздник «День Достоевского». Дата праздника связана с началом романа «Преступление и наказание», события которого начинаются именно в июле. Роман погружает в атмосферу Петербурга Достоевского (1).

 

 

 

Божий дар для всего человечества – Фёдор Достоевский

«В 1821 году в Москве, на Божедомке, в квартире врача женского отделения приходящих больных Мариинской больницы для бедных Михаила Андреевича Достоевского и его жены Марии Фёдоровны, урождённой Нечаевой, родился второй сын, который был крещён в церкви при больнице, освящённой в честь святых апостолов Петра и Павла.

  • При крещении получил имя Фёдор. Это имя переводится с греческого как „дар Божий“ и оно оказалось провидческим, потому что ребёнок стал Божиим даром не только для его счастливых родителей, но и для всего человечества.»
  • — заведующий Музеем-квартирой Ф. М. Достоевского П. Е. Фокин.

 

 

 

Омский край и Достоевский.

  • Сергей Лавров: Омский край сыграл особую роль в судьбе Ф.М.Достоевского. Воспоминания о проведенных в Омске четырех годах каторги послужили материалом для романов «Преступление и наказание» и «Записки из мертвого дома».
  • В городе действует Литературный музей имени Ф.М.Достоевского, открыт памятник писателю (2).

 

 

 

Калужская область и Достоевский.

  • Сергей Лавров: В Калужской области находится одна из наиболее почитаемых православных святынь – монастырь Оптина Пустынь. Его неоднократно посещали великие русские писатели – Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский.
  • После посещения данной обители Достоевский написал свой знаменитый роман «Братья Карамазовы» (3).

 

 

 

Почему Лавров цитирует Достоевского?

Сергей Лавров: Касаясь характера общения русского народа с Европой, Ф.М.Достоевский в своей знаменитой речи на пушкинском празднике в 1880 году, отмечал, что после Петра I, в течение почти двух веков, Россия “служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой” (4).

 

 

  • Россия слишком много сделала для Европы, хотя бы за последние три века, став частью сбалансированной европейской политики во времена Петра Великого.
  • Потом дважды, а то и трижды – как Deus ex machina в древнегреческих трагедиях – мы спасали Европу, когда собственное безумие заводило ее в тупик, на грань цивилизационной катастрофы.
  • Более того, мы чувствовали за Европу приближение таких моментов в своей великой литературе XIX века и предупреждали. Те же «Бесы» Ф.М.Достоевского в равной мере служили предупреждением доморощенным претендентам на то, чтобы насильственно «осчастливить человечество», сколь и тем на Западе, кто в других формах практиковал пресловутую «политическую целесообразность», когда цель оправдывает средство. Не вина России, что события ХХ века доказали правоту суждений и пророчеств Ф.М.Достоевского, О.Шпенглера, П.А.Сорокина и других мыслителей об исторических судьбах Запада.

 

У нас есть общий опыт того, к чему приводит воля, свободная от морали. Не случайно тот же О.Шпенглер противопоставляет этот ницшеанский тезис философии Ф.М.Достоевского – «русскому состраданию», в котором «дух исчезает в братской массе». России есть что принести в общий европейский «котел», и это включает многовековой опыт межцивилизационного и межконфессионального согласия, потребность Европы в котором будет расти по мере увеличения в ней числа мигрантов из других регионов мира (5).

 

 

 

Пусть останется нравственно здоров организм нации

Сергей Лавров: Сегодняшняя ситуация в мире позволяет привести цитату Ф.М.Достоевского, который еще в XIX веке писал: «Можно проиграть временно, обеднеть на время, лишиться рынков, уменьшить производство, возвысить дороговизну. Но пусть, зато останется нравственно здоров организм нации – и нация несомненно более выиграет, даже и материально» (6).

 

 

 

Безопасность России и наших граждан.

Сергей Лавров: При этом не должно быть никаких сомнений: безопасность России и наших граждан будет обеспечена в любых условиях.

  • Попытки надавить на Россию в расчете заставить нас отказаться от принципиальных подходов, поступиться идеалами правды и справедливости, не приведут ни к какому результату.
  • Хочу еще раз сослаться на великого Ф.М.Достоевского, который говорил не только о «склонности к всемирной отзывчивости и к всепримирению» России, но и так же упомянул, что «высшая … черта нашего народа – чувство справедливости и жажда ее». Эти слова, конечно, в полной мере сохраняют свою актуальность и сегодня.

 

  • Все наши действия будут и впредь ориентированы на утверждение в мировых делах непреходящих ценностей равноправия, уважения и доверия, на то, чтобы на этой основе формировать устойчивую полицентричную архитектуру глобального управления, которая отражала бы реалии XXI века (7).

 

 

Фёдор Достоевский гениально показал, к чему ведут попытки встать по ту сторону добра и зла. Весь политический опыт XX века, включая «холодную войну», более чем убедительно доказал его правоту. Нельзя допустить, чтобы «политическая целесообразность» и «социальная инженерия» вновь правили бал в мировой политике. – Сергей Лавров (8).

 

Сергей Лавров: Человечество вновь оказалось на переломном этапе своего развития. Когда Ф.М.Достоевский отмечал «грядущее самостоятельное значение России в семье европейских народов», он пояснял: «Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено» (9).

 

 

Предсказания Достоевского

Сергей Лавров: Ф.М.Достоевский в своем «Дневнике писателя» в 1877 г. предсказывал, что XIX век кончится чем-нибудь «стихийным и страшным», «с изменением лика мира сего».

  • Нет нужды говорить о том, что его пророчество, к сожалению, вполне оправдалось, пусть и с некоторой задержкой по времени.
  • Многие сегодня проводят параллели между периодом накануне Первой мировой войны и нынешней ситуацией в международных делах.
  • Трудно сказать, насколько это оправданно, однако ясно, что сейчас, как и тогда, увлеченность извлечением сиюминутной выгоды, реализацией конъюнктурных задач может вести только к катастрофе (10).

 

 

 

Настала новая эпоха? Почему Лавров цитирует Достоевского? Потому что находит ответы.

  • Сергей Лавров: Казалось бы, с падением Берлинской стены, роспуском Организации Варшавского договора и СССР настала новая эпоха, создающая предпосылки для деидеологизированных отношений между странами и народами.
  • Появился реальный шанс сделать ОБСЕ воплощением подлинного единства Европы. Но, видимо, в то время в сознании многих берлинские стены оставались еще весьма крепкими.

Совокупность ложных идей, инстинктов и предрассудков, наработанных в прошлую эпоху и перенесенных в новую реальность, привела к тому, что Достоевский называл «самоотравлением собственной фантазией».

  • В итоге европейская архитектура, которая объединяла бы все без исключения государства Евро-Атлантического региона в единую организацию, основанную на понятных, юридически обязывающих принципах и обеспечивающую равный уровень безопасности для всех, не состоялась. Главное — ни в ОБСЕ, ни в каких-то других общеевропейских форматах так и не получил международно-правового закрепления принцип неделимости безопасности, провозглашенный в Евро-Атлантике в 90-е годы на высшем уровне (11).

 

 

 

О коалиции желающих.

  • Сергей Лавров: Неадекватность «старых альянсов» требованиям времени наглядно проявляется в том, что мобилизовать их членов на поголовное участие в тех или иных односторонне задуманных военных акциях становится всё труднее.
  • Пришлось создавать «коалиции желающих», однако это – совсем не многосторонность. Просто одни присоединяются к уже кем-то принятым решениям.

Как писал Ф.М.Достоевский в своих знаменитых «Бесах» – жаждут подчинения чужой воле. Подлинная многосторонность не в числе участников, а в модальностях взаимодействия: она предполагает совместный анализ и совместное принятие решений и уже на этой основе — общую ответственность.

 

  • Россия будет активно продолжать играть уравновешивающую роль в глобальных делах, используя свои возможности в сегодняшнем мире.
  • При этом мы не даем и не дадим вовлечь себя в конфронтацию любого рода, никогда не будем частью новых «священных союзов» против кого бы то ни было.

Россия уже пыталась, выражаясь словами Ф.М.Достоевского, «внести примирение в европейские противоречия».

  • После наполеоновских войн был создан «концерт» ведущих европейских держав, который и обеспечивал мир на континенте.
  • Но попытки сдержать Россию на Востоке Европы (так называемый Восточный вопрос) сломали эту архитектуру европейской безопасности.
  • Впоследствии Россия дала себя вовлечь в союзы, которые подготовили Первую мировую войну. Словом, тогда Россия не смогла встать над европейскими противоречиями.
  • И мы сделаем все, чтобы это получилось сейчас, будь то в европейской или глобальной политике. Это также означает отказ от участия или какой-либо поддержки структурам, которые эти противоречия воплощают.
  • Это должны понимать те, кто склонен обвинять Россию в том, что она ощущает «невыносимую легкость бытия» и с позиций прочности своего внутреннего и международного положения якобы свысока и отстраненно смотрит на проблемы других, не хочет помогать, а то и пытается воспользоваться этими проблемами в своих интересах (12).

 

 

Папа Франциск I в год 1025-летия крещения Руси призвал перечитать произведения Ф.М.Достоевского, который оказал большое влияние на его мировоззрение (13).

  • Устроенные в 2013 году Русской православной церковью юбилейные торжества в честь 1025-летия крещения были также приурочены к памяти князя Владимира.

 

 

 

Источники

  1. Музей Достоевского — md.spb.ru/dostoevskij/den_dostoevskogo
  2. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на презентации Омской области, Москва, 21 ноября 2013 г. – Сайт МИД РФ — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1654855
  3. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на презентации Калужской области, Москва, 8 апреля 2025 г. Сайт МИД РФ — mid.ru/ru/foreign_policy/news/2008046
  4. Достоевский Ф.М. Соч. — Т. II. — Ч. 1. — СПб., 1895. — С. 469.
  5. Лекция Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «О предмете и методе современной дипломатии» в рамках «Золотой коллекции» журнала «Международная жизнь», 17 сентября 2009 г. На сайте МИД Рф — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1685755
  6. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на торжественном вечере по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 12 февраля 2015 г. — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1583252
  7. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе торжественного собрания по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2017 г. Полностью на mid.ru/ru/foreign_policy/news/1542028
  8. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на приеме по случаю православной Пасхи, Москва, 24 апреля 2006 г. — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1709759
  9. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на X Всемирном Русском Народном Соборе, Москва, 4 апреля 2006 г. — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1699638
  10. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с коллективом Дипломатической академии МИД России, Москва, 25 марта 2016 г. — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1524970
  11. Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Одна на всех», «Итоги», 17 мая 2010 г. — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1685824
  12. Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Внешняя политика России: новый этап» («Дипломатический ежегодник 2007»). — mid.ru/ru/foreign_policy/news/1698435
  13. Историко-документальный департамент МИД России — Россия-Ватикан. Полностью на idd.mid.ru/informational_materials/rossiya-vatikan-k-25-letiyu-ustanovleniya-ofitsialnykh-otnosheniy/?sphrase_id=9102

 

Новые статьи сайта.

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *