Любовь к собственному прошлому можно сформировать из семи тезисов, которые предложил в своей статье Мединский Владимир Ростиславович.

Эти семь тезисов – не данность, а мнение, которое может поменяться, а может оставаться на всю жизнь
Из статьи «7 тезисов – как изучать историю в школе». Мединский Владимир.
Не просто прочтите, а поразмышляйте.
Первый тезис. Об исторической политике как части политики государственной.
Понятие, описываемое греческим словом «политика», затрагивает все сферы жизни общества и проявляется во всём, в том числе — в отношении государства и общества к своей истории.
- Понятие государственной исторической политики ещё шире, это неотъемлемая часть суверенной политики государства, и внешней, и внутренней.
Второй тезис. О необходимости «исторического суверенитета».
- Историческая политика напрямую связана с нашей способностью самостоятельно трактовать собственную историю и путь развития.
- Или неспособностью — при отсутствии исторического суверенитета.
Третий тезис. Об объективных исторических оценках.
- Споры и дискуссии о той или иной личности, событии в истории всегда были, есть и будут. Это нормально и правильно.
- Ненормально и неправильно — вычёркивать, устранять кого-то или что-то из исторической памяти, впадать в бездумное восхваление или порицание.
- Давать оценки, только и исключительно исходя из наших сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле.
- Судить деятелей дня вчерашнего — как бы отстранённо, свысока, зная сегодня и точные результаты, и последствия их деяний.
Говоря проще, не надо сравнивать Ивана Грозного с Махатмой Ганди и принцессой Дианой. Они жили в разных Вселенных.
- Нужно сравнивать с современниками: Грозного, например, с Генрихом VIII.
- Судить же вообще следует по законам и понятиям того времени, стремясь историю воссоздавать.
- Что заставило исторического деятеля пойти на тот или иной шаг?
- При каких обстоятельствах?
- Как при тех же обстоятельствах поступали его современники?
- Только так мы сможем понять, как думали и почему именно так поступали наши предки.
Четвёртый тезис. О позитивной истории.
- Российская историческая наука возникла как наука критическая, поучительная.
- Но мы не можем не видеть у отечественных историков от Нестора, Ломоносова, Карамзина и Пушкина до Ключевского, Соловьёва, Тарле и Рыбакова, — что все они ставили во главу угла не только отстранённый «хирургический интерес», стремление «извлечь уроки», но и любовь к собственному прошлому.
- Такая история, написанная через чувство сопричастности к делам соплеменников, через «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», она объективно, она неизбежно, всегда — обретала позитивные смыслы. Они проявляются в уважении к своей стране, желании посвятить ей свои силы и таланты.
Позитивная история даёт возможность судить о прошлом (и хорошем, и плохом), исходя из чувства сопричастности к делам своих близких, родных, соотечественников.
- Вы скажете: «Если с поводами для гордости всё ясно, то как быть с тем, чем гордиться нельзя?» Ответ прост: история должна быть честной.
Пятый тезис. Непрерывность нашей истории.
- Наша история едина и непрерывна, не может быть в ней лишних, замалчиваемых в соответствии с политической конъюнктурой фигур и потерянных звеньев.
- Мы не имеем права вырывать из наших учебников истории, из нашей памяти целые страницы. Ибо отрицание своего прошлого есть стопроцентная гарантия того, что свои ошибки мы повторим.
Наша история велика, объёмна и — непрерывна.
Современная Россия — правопродолжатель СССР ровно так же, как Советская Россия — правопродолжатель империи, а та, в свою очередь, — Московского государства и древней Новгородско-Киевской и Владимирской Руси.
- И эту непрерывную историю надо изучать, стремясь не просто восхвалять или осуждать. А стремясь — понять. Повторю снова и снова: главное — понять мотивацию, логику поступков наших предков.
- Это очень важно.
Шестой тезис. О «синхронной истории»
- Традиционный подход к преподаванию истории в школе — от древних веков и постепенно до сего дня в отрыве нашей истории от всемирной — неполноценен.
- Это как изучать географию — отдельно нашу страну, по отдельному глобусу России, потом отдельно — остальную планету…
- Пока дойдём до Москвы и современности — уже позабыли, что есть и остальной мир, где похожая природа, климат, тоже реки и озёра, зима и лето — и похожие закономерности существования животного и растительного мира.
Все высказанные тезисы — не догма.
- Мы должны уйти от евро- и Москвоцентричности в преподавании истории, мы должны учить историю Отечества, постоянно сравнивая её параллельно с историей всемирной. Параллельно, а не последовательно показывая, что происходило в это время в России, что в Европе, а что — на Востоке.
- Именно такое изучение истории самым естественным путём позволит нам, не лакируя прошлое, в то же время не порождать новой чаадаевщины, ущербного ощущения собственной исторической неполноценности, синдрома «отставания от цивилизованного мира».
- Только так мы сможем подойти и к следующей важнейшей задаче.
Седьмой тезис. О задаче воспитания в школе сложного человека.
Владимир Мединский: Не предлагаю готового решения, но вижу, что оно требуется и что это решение будет сложным. Оно требует воспитания из ученика не «оловянного солдатика», а сложного человека.
- Способного мыслить не в двоичной системе простых ответов multiple choice — да/нет.
- Не через восхваление прошлого и не через глумление над ним.
- А через осмысление и принятие.
- Через собственные ответы на вопросы:
- Почему и как это произошло?
- При каких обстоятельствах и почему именно так поступали твои предки?
- Как они думали?
- Во что верили?
- В чём заблуждались, а в чём были лучше нас?
- И в чём стоит взять с них пример?
Владимир Мединский уточняет: Конечно, все высказанные тезисы — хотя и звучат как определённая доктрина — вовсе не догма.
- И даже не руководство к действию.
- Это приглашение к дискуссии для всех, кому небезразлично наше прошлое, а соответственно — наше настоящее и будущее.
Источник
- Владимир Мединский. Статья «7 тезисов – как изучать историю в школе». На сайте — medinskiy.ru/article/7-tezisov-kak-izuchat-istoriyu-v-shkole