Любовь к собственному прошлому

Любовь к собственному прошлому можно сформировать из семи тезисов, которые предложил в своей статье Мединский Владимир Ростиславович.

Любовь к собственному прошлому

Эти семь тезисов – не данность, а мнение, которое может поменяться, а может оставаться на всю жизнь

 

 

Из статьи «7 тезисов – как изучать историю в школе». Мединский Владимир.

Не просто прочтите, а поразмышляйте.

 

Первый тезис. Об исторической политике как части политики государственной.

Понятие, описываемое греческим словом «политика», затрагивает все сферы жизни общества и проявляется во всём, в том числе — в отношении го­сударства и общества к своей истории.

  • Понятие государственной исторической политики ещё шире, это неотъемлемая часть суверенной политики государства, и внешней, и внутренней.

 

 

Второй тезис. О необходимости «исторического суверенитета».

  • Историческая политика напрямую связана с нашей способностью самостоятельно трактовать собственную историю и путь развития.
  • Или неспособностью — при отсутствии исторического суверенитета.

 

 

Третий тезис. Об объективных исторических оценках.

  • Споры и дискуссии о той или иной личности, событии в истории всегда были, есть и будут. Это нормально и правильно.
  • Ненормально и неправильно — вычёркивать, устранять кого-то или что-то из исторической памяти, впадать в бездумное восхваление или порицание.
  • Давать оценки, только и исключительно исходя из наших сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле.
  • Судить деятелей дня вчерашнего — как бы отстранённо, свысока, зная сегодня и точные результаты, и последствия их деяний.

 

Говоря проще, не надо сравнивать Ивана Грозного с Махатмой Ганди и принцессой Дианой. Они жили в разных Вселенных.

  • Нужно сравнивать с современниками: Грозного, например, с Генрихом VIII.

 

  • Судить же вообще следует по законам и понятиям того времени, стремясь историю воссоздавать.
  • Что заставило исторического деятеля пойти на тот или иной шаг?
  • При каких обстоятельствах?
  • Как при тех же обстоятельствах поступали его современники?
  • Только так мы сможем понять, как думали и почему именно так поступали наши предки.

 

 

Четвёртый тезис. О позитивной истории.

  • Российская историческая наука возникла как наука критическая, поучительная.
  • Но мы не можем не видеть у отечественных историков от Нестора, Ломоносова, Карамзина и Пушкина до Ключевского, Соловьёва, Тарле и Рыбакова, — что все они ставили во главу угла не только отстранённый «хирургический интерес», стремление «извлечь уроки», но и любовь к собственному прошлому.
  • Такая история, написанная через чувство сопричастности к делам соплеменников, через «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», она объективно, она неизбежно, всегда — обретала позитивные смыслы. Они проявляются в уважении к своей стране, желании посвятить ей свои силы и таланты.

 

Позитивная история даёт возможность судить о прошлом (и хорошем, и плохом), исходя из чувства сопричастности к делам своих близких, родных, соотечественников.

  • Вы скажете: «Если с поводами для гордости всё ясно, то как быть с тем, чем гордиться нельзя?» Ответ прост: история должна быть честной.

 

 

Пятый тезис. Непрерывность нашей истории.

  • Наша история едина и непрерыв­на, не может быть в ней лишних, замалчиваемых в соответствии с политической конъюнктурой фигур и потерянных звеньев.
  • Мы не имеем права вырывать из наших учебников истории, из на­шей памяти целые страницы. Ибо отрицание своего прошлого есть сто­процентная гарантия того, что свои ошибки мы повторим.

 

Наша история велика, объёмна и — непрерывна.

 

Современная Россия — правопродолжатель СССР ровно так же, как Советская Россия — правопродолжатель империи, а та, в свою очередь, — Московского государства и древней Новгородско-Киевской и Владимирской Руси.

 

  • И эту непрерывную историю надо изучать, стремясь не просто восхва­лять или осуждать. А стремясь — по­нять. Повторю снова и снова: глав­ное — понять мотивацию, логику поступков наших предков.
  • Это очень важно.

 

 

Шестой тезис. О «синхронной истории»

  • Традиционный подход к препода­ванию истории в школе — от древних веков и постепенно до сего дня в отрыве нашей истории от всемирной — неполноценен.
  • Это как изучать географию — отдельно нашу страну, по отдельному глобусу России, потом отдельно — остальную планету…
  • Пока дойдём до Москвы и современности — уже позабыли, что есть и остальной мир, где похожая природа, климат, тоже реки и озёра, зима и лето — и похожие закономерности существования животного и растительного мира.

 

Все высказанные тезисы — не догма.

  • Мы должны уйти от евро- и Москвоцентричности в преподавании истории, мы должны учить историю Отечества, постоянно сравнивая её параллельно с историей всемирной. Параллельно, а не последовательно показывая, что происходило в это время в России, что в Европе, а что — на Востоке.
  • Именно такое изучение истории самым естественным путём позволит нам, не лакируя прошлое, в то же время не порождать новой чаадаевщины, ущербного ощущения собственной исторической неполноценности, синдрома «отставания от цивилизованного мира».
  • Только так мы сможем подойти и к следующей важнейшей задаче.

 

 

Седьмой тезис. О задаче воспитания в школе сложного человека.

Владимир Мединский: Не предлагаю готового решения, но вижу, что оно требуется и что это решение будет сложным. Оно требует воспитания из ученика не «оловян­ного солдатика», а сложного человека.

 

  • Способного мыслить не в двоичной системе простых ответов multiple choice — да/нет.
  • Не через восхваление прошлого и не через глумление над ним.
  • А через осмысление и принятие.
  • Через собственные ответы на вопросы:
  • Почему и как это произошло?
  • При каких обстоятельствах и почему именно так поступали твои предки?
  • Как они думали?
  • Во что верили?
  • В чём заблуждались, а в чём были лучше нас?
  • И в чём стоит взять с них пример?

 

 

Владимир Мединский уточняет: Конечно, все высказанные тезисы — хотя и звучат как определённая доктрина — вовсе не догма.

  • И даже не руководство к действию.
  • Это приглашение к дискуссии для всех, кому небезразлично наше прошлое, а соответственно — наше настоящее и будущее.

 

 

Источник

  • Владимир Мединский. Статья «7 тезисов – как изучать историю в школе». На сайте — medinskiy.ru/article/7-tezisov-kak-izuchat-istoriyu-v-shkole

Новые статьи

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *