Креативная экономика

Креативная экономика, согласно Федеральному закону от 08.08.2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», это:

творческая индустрия, креативная индустрия — экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью.

Креативная экономика

 

О Международной конференции по креативной экономике.

В Санкт-Петербурге 8 и 9 октября 2025 года — первое мероприятие в рамках Российских международных креативных сезонов – Международная конференция по креативной экономике. Она организована Агентством стратегических инициатив совместно с Правительством Санкт-Петербурга.

 

Как ожидается, в конференции примут участие порядка 1,5 тыс. делегатов. Это представители более 30 стран, в том числе государств СНГ, ШОС, БРИКС.

  • Мероприятие объединит участников из органов государственной власти, сферы бизнеса, различных экспертов. Они смогут представить свои проекты и найти потенциальных зарубежных партнеров.

 

Основные темы конференции охватывают будущее креативной экономики до 2040 года, исследование ее отдельных направлений, нормативно-правовую базу, инвестиционный потенциал и многое другое.

  • Предстоящее мероприятие – это уникальная платформа для глобального международного сотрудничества и интеграции российского сектора креативной экономики в мировой рынок (1).

 

 

Что такое креативная экономика?

Впервые термины «креативная экономика» или «креативные индустрии» были введены в научный оборот на рубеже XX и XXI вв.

  • Тогда же в список отраслей креативной экономики был включен ряд видов и сфер деятельности, таких как реклама и маркетинг, архитектура, дизайн (включая индустрию моды), создание программного обеспечения, издательское дело и медиа, деятельность учреждений культуры, производство творческих продуктов в различных сферах искусства, кинематографии и т.п.
  • В 2024 году был принят Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Этот закон кроме указанных выше видов деятельности, обозначил еще целый ряд креативных сфер, основанных на историко-культурном наследии, включая народные художественные промыслы; различные аспекты прикладного творчества (2).

 

 

Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 330-ФЗ О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации. (несколько статей из закона)

  • Принят Государственной Думой — 30 июля 2024 года.
  • Одобрен Советом Федерации — 2 августа 2024 года.
  • Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. — Президент Российской Федерации В.Путин. Москва, Кремль 8 августа 2024 года № 330-ФЗ.

 

 

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

 

  1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики и устанавливает условия деятельности и государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий.

 

  1. Целями настоящего Федерального закона являются:

 

1) создание условий для самореализации граждан на основе использования творческого и интеллектуального потенциала, повышение уровня занятости граждан в сфере креативных (творческих) индустрий;

 

2) развитие в Российской Федерации креативной экономики как разновидности организации хозяйственных отношений между субъектами гражданского оборота, основанной на широком использовании результатов интеллектуальной деятельности при создании, использовании, продвижении на внутреннем и внешнем рынках, распространении и (или) реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также ускоренное внедрение инноваций во всех областях деятельности;

 

3) стимулирование развития креативных (творческих) индустрий и предпринимательской деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий;

 

4) обеспечение равных возможностей доступа субъектов креативных (творческих) индустрий к мерам государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий;

 

5) стимулирование создания креативных продуктов, увеличения объема нематериальных активов и обеспечение охраны и защиты прав на креативные продукты;

 

6) поддержка образовательной деятельности и развития компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий.

 

 

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

 

 Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

 

1) креативная (творческая) индустрия (далее — креативная индустрия) — экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью;

 

2) креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации;

 

3) субъект креативной индустрии — физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации креативного продукта и соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

 

4) креативный кластер — определенная в соответствии с настоящим Федеральным законом территория, на которой расположены объекты недвижимости и необходимая инфраструктура, используемые для осуществления деятельности субъектами креативных индустрий и иными лицами, деятельность которых направлена на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, и существуют условия для создания, продвижения на внутреннем и внешнем рынках, распространения и (или) реализации креативных продуктов и развития человеческого потенциала;

 

5) меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий — действия правового, экономического, организационного и иного характера, которые могут осуществляться органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направлены на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе которые предусмотрены государственными программами развития креативных индустрий.

 

 

 

Статья 6. Виды креативных индустрий

 

  1. Для целей настоящего Федерального закона креативные индустрии в зависимости от осуществляемой субъектами креативных индустрий экономической деятельности подразделяются на следующие виды:

 

1) индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей, деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния);

 

2) индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства (включая литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и другие произведения), результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные представления) и фонограммах;

 

3) индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью;

 

4) индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию) (3).

 

 

 

Источники

  1. Первое мероприятие в рамках Российских международных креативных сезонов – Международная конференция по креативной экономике. — ricsconference.com
  2. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 2 октября 2025 года. На сайте МИД Рф — mid.ru/ru/foreign_policy/news/2051163/#20
  3. Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 330-ФЗ О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации. — kremlin.ru/acts/bank/50912

 

Новое на сайте

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *