Департамент партнерства с Африкой

Департамент партнерства с Африкой МИД России с 13 января 2025 года возглавляет Довгаленко Татьяна Евгеньевна.

Департамент партнерства с Африкой МИД России

 

Департамент партнерства с Африкой МИД России, какие у него цели и задачи?

Т.Е.Довгаленко: Принципиальная особенность нашего Департамента заключается в его функционале – фокусе на всестороннем, комплексном развитии отношений между Россией и всем Африканским континентом, которые переживают сегодня настоящее возрождение.

  • Наша магистральная линия состоит в реализации задач, поставленных Президентом России В.В.Путиным с учётом договорённостей со своими африканскими коллегами по итогам саммитов Россия – Африка, выводе на новый уровень совместной деятельности в рамках Форума партнёрства Россия – Африка.

 

В Департамент вошёл созданный в 2020 году Секретариат Форума партнерства Россия – Африка с задачами по подготовке и проведению российско-африканских встреч на высшем и высоком уровнях, содействию организации других мероприятий в формате Россия – Африка, а также координации работы – как межведомственной, так и с африканскими партнерами – по осуществлению принятых решений.

 

Работа выстраивается на основе утвержденного на высшем уровне объемного Плана действий Форума партнерства Россия – Африка на 2023-2026 годы. Документ охватывает широкий спектр направлений сотрудничества – от безопасности, торговли и инвестиций до образования, сельского хозяйства, науки, культуры и др.

 

Другое ключевое направление деятельности департамента – наращивание нашего взаимодействия с африканскими интеграционными объединениями. Имею в виду, в первую очередь, крупнейшую организацию, выразителя единого голоса континента – Африканский союз и его «подведомственные» структуры, а также региональные и субрегиональные объединения континента, альянсы государств, многосторонние форматы и механизмы.

 

Содействуем наращиванию межпарламентских и межпартийных связей с панафриканскими структурами. Во взаимодействии с другими подразделениями Министерства, профильными ведомствами и общественными организациями, а также экспертно-научными и деловыми кругами, и, разумеется, дипкорпусом государств Африканского континента в Москве настроены продвигать партнерство Россия – Африка по всем направлениям –политическом, торгово-экономическом, военно-техническом и гуманитарном.

 

Открыты к многосторонним проектам с участием внерегиональных дружественных стран. Словом, все, что не относится к двусторонним связям: многосторонние форматы и механизмы в Африке, в том числе финансовые, парламентские и прочее – это компетенция нашего Департамента.

 

 

 

 

Роль Африканского союза

Т.Е.Довгаленко: Ключевым координирующим центром, безусловно, является Африканский союз, который объединяет все страны континента.

  • Приветствуем предпринимаемые им усилия в достижении целей, поставленных в рамках его главного программного документа — «Повестки-2063».

 

  • В практическом плане прочным фундаментом наших связей являются:
  • Меморандум о взаимопонимании об основах взаимоотношений и сотрудничестве, подписанный в 2019 году в Сочи.
  • План действий Россия – Африканский союз на 2023-2026 годы, принятый в Санкт-Петербурге в 2023 году.

 

На этом треке уже достигнуты достойные результаты, однако мы рассчитываем на еще большую отдачу от нашей совместной работы в будущем.

 

 

  • Отмечаем растущую роль этого панафриканского объединения в мировых делах.
  • Афросоюз вот уже год как является полноправным членом «Группы двадцати».
  • Все более значимым становится участие африканцев в работе ооновских и других международных площадок.
  • Поддерживаем их оправданное стремление к расширению представленности африканских государств в СБ ООН в соответствии с общей позицией континента, закрепленной в «Консенсусе Эзулвини» и Сиртской декларации.

 

 

 

Выстраивание многопланового сотрудничества.

Т.Е.Довгаленко: Одновременно приоритетной задачей для нас является выстраивание многопланового сотрудничества и с другими региональными сообществами Африки.

  • Среди них: Восточноафриканское сообщество (ВАС), Межправительственная организация по развитию (ИГАД), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭСГЦА).

 

  • Многообещающим видим появление новых объединений, нацеленных на суверенное развитие и отстаивание собственной идентичности в противовес навязываемым Западом неоколониальным моделям.
  • В этом плане придаем особое значение развитию сотрудничества с Конфедерацией государств Сахеля (АГС). В апреле этого года Министр иностранных дел России С.В.Лавров провел первую встречу с главами внешнеполитических ведомств ее стран-членов.

 

 

 

Работа по климатической повестке.

Т.Е.Довгаленко: Придерживаемся Рамочной конвенции ООН об изменении климата и приветствуем усилия африканских стран и Афросоюза по разработке стратегий устойчивого развития энергетики и обеспечения всеобъемлющего доступа к современным источникам энергии. Нацелены на конструктивное сотрудничество в этой сфере со всеми странами и интеграционными объединениями Африканского континента.

 

  • Сегодня многие страны Африки стремятся к увеличению доли возобновляемых источников энергии в своем энергобалансе. Это вполне естественно, ведь на континент приходится до 60% солнечных ресурсов мира, а также значительный ветровой и геотермальный потенциал.
  • В то же время мы видим, что «зеленая энергетика» используется внешними игроками, а именно – странами Запада, в качестве одного из инструментов неоколониальной политики в отношении Африки. Повсеместное навязывание «зеленой повестки», прикрытое красивыми лозунгами, призвано, по сути, ограничить страны континента в их стремлении создать самодостаточную энергетическую базу для электрификации и индустриализации, усугубить их технологическую зависимость и экономическое отставание.
  • Наши африканские друзья понимают, что для обеспечения бытовых нужд и промышленного производства необходимы, прежде всего, предсказуемые и стабильные источники энергии, а форсирование «зеленого перехода» таит в себе многочисленные риски для продовольственной и энергетической стабильности.

 

Как страна, обладающая богатым опытом в сфере энергетики, в т.ч. использования природного газа в качестве экологически чистого топлива, технологиями «мирного атома» и потенциалом возобновляемых источников энергии, мы способны предложить комплексные решения, которые позволят достичь сбалансированного использования различных видов энергоресурсов и обеспечить энергетический суверенитет для африканских стран.

 

 

 

Наращивание взаимного товарооборота.

Т.Е.Довгаленко: Наращивание взаимного товарооборота с Африкой находится в числе наших безусловных приоритетов. В 2024 году объем торговли с континентом увеличился на 13% и составил 27,7 млрд долл. США (экспорт – 24,2 млрд долл. США, импорт – 3,5 млрд долл. США). Сохраняется существенный дисбаланс в нашей торговле с регионами континента: на Северную Африку приходится 70 % нашего товарооборота.

 

  • Вместе с тем, с учетом имеющегося потенциала достигнутые показатели – далеко не предел. Нам еще многое предстоит сделать, тем более что существенное внимание в Плане действий на 2023-2026 годы уделяется именно торгово-экономическому сотрудничеству с Африкой. В числе основных направлений – торговля, энергетика, транспорт и логистика, цифровые технологии и др.
  • В целях укрепления российско-африканского торгово-экономического сотрудничества активно задействуется механизм межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) со странами Африки. С начала текущего года состоялись заседания МПК с Алжиром, Зимбабве, Египтом, Мозамбиком, Республикой Конго, Танзанией (дважды), Тунисом, ЮАР. До конца 2025 года запланированы МПК с Анголой, Гвинеей, Марокко, Намибией, Суданом, Угандой.

 

 

 

 

Чем Африканский континент может быть интересен российским инвесторам?

Т.Е.Довгаленко: Африка – динамично развивающийся континент, обладающий огромными природными ресурсами и богатейшим человеческим потенциалом – 1,5 млрд чел., большинство из которых составляет молодежь.

  • Таким образом, это одновременно обширная производственная база и постоянно расширяющийся рынок сбыта, что не может не привлекать иностранных, в т.ч. российских инвесторов.
  • По прогнозам, совокупный объем африканской экономики в ближайшее десятилетие может увеличиться в несколько раз (до 8,5 трлн долл. США).
  • Уже сейчас доля Африки в мировом производстве – 2%, в мировой экономике – 3%, на двадцатку наиболее быстро растущих экономик мира приходится 12 африканских, опережающих среднемировой уровень в 2-9 раз.

 

  • Для российских компаний могли бы представлять интерес проекты по строительству ГЭС, ТЭЦ и АЭС, установке электрогенерирующих мощностей ВИЭ, разработке месторождений углеводородов, алмазов, золота, урана, меди, редкоземельных металлов, бокситов и переработке полученного сырья. Опыт отечественных инвесторов востребован также в создании сложной инфраструктуры, в том числе модернизации морских портов и терминалов, железнодорожных и автомобильных путей. Со стороны африканцев существует большой спрос на цифровые технологии, в частности в государственном, муниципальном и финансовых секторах. И, безусловно, страны Африки традиционно заинтересованы в инвестициях в сельское хозяйство, являющееся основой продовольственного суверенитета любого государства.
  • В качестве дополнительной меры поддержки деятельности отечественных компаний на Африканском континенте в соответствии с поручением Президента создан специальный инвестиционный механизм (фонд) для содействия российским проектам в Африке.

 

 

 

Совместная разработка полезных ископаемых.

Т.Е.Довгаленко: успешно реализуют проекты в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях различных стран Африки. Можно отметить работу таких компаний, как «Роснефть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпромбанк», «АЛРОСА», «Нордголд», «Северсталь», «Ренова», РУСАЛ, «Ви Холдинг» и многих других. Речь идет о геологоразведке, разработке нефтегазовых участков, строительстве СПГ-терминалов и сопутствующей инфраструктуры, добыче полезных ископаемых.

 

  • Намерены поддерживать создание отраслевых диалогов с Африкой с привлечением заинтересованных российских и африканских министерств и ведомств, делового и научного сообществ. Так, «пробным камнем» на данном направлении станет организуемый в ноябре 2025 года на базе Санкт-Петербургского горного университета Императрицы Екатерины II Российско-Африканский сырьевой диалог.
  • Учитывая огромный потенциал России и Африки в области недропользования, налаживание обмена передовым опытом, знаниями и технологиями, инвестирование в совместные проекты и создание сырьевых альянсов позволят не только внести весомый вклад в укрепление двусторонних торгово-экономических отношений, но и реально влиять на мировой рынок минеральных ресурсов.

 

 

Африканские государства в БРИКС.

Т.Е.Довгаленко: БРИКС продолжает укрепляться в роли одной из несущих опор нового, более справедливого миропорядка.

  • Свойственные взаимодействию в рамках Объединения принципы – консенсус, равноправие, взаимный учет интересов друг друга – находят отклик у все большего числа стран Глобального Юга, которые стремятся реализовать свои устремления и чаяния.

 

  • Среди них особое место занимают государства Африки. Очевидно, что динамично развивающийся Африканский континент претендует на ведущие позиции в формирующейся многополярной архитектуре. Африканские страны уже довольно широко представлены в рамках БРИКС: ЮАР, Египет и Эфиопия активно участвуют в работе объединения, используя возможности для продвижения не только своих национальных интересов, но и общеафриканской повестки.

По итогам 2024 года саммита в Казани была учреждена категория государств-партнеров БРИКС.

  • В январе 2025 года к объединению в этом качестве подключились Нигерия и Уганда. Они приглашаются на различные мероприятия объединения, включая совещание министров иностранных дел, встречи механизмов на экспертном уровне.

 

Контакты между БРИКС и Африканским союзом осуществляются на постоянной основе и имеют довольно длительную историю. Государства, председательствующие в этой континентальной организации, регулярно участвуют в заседаниях саммитов БРИКС в формате «аутрич»/ «БРИКС плюс».

  • В 2023 году южноафриканцы пригласили на саммит в Йоханнесбург все страны Африки.
  • В 2024 году Казань посетил президент Мавритании М.Аль-Газуа́ни (в качестве председателя в Афросоюзе), а также глава Республики Конго Д.Сассу-Нгессо.

 

 

Россия всегда поддерживала расширение участия африканских государств в БРИКС. Это не только укрепляет его международный престиж и способствует практической реализации лежащего в основе его функционирования принципа многосторонности, но и придает Объединению больший политический вес и превращает его в универсальную диалоговую площадку. Таким образом, БРИКС становится более масштабной альтернативой западным форматам взаимодействия.

 

 

Источник

  • Интервью директора Департамента партнерства с Африкой МИД России Т.Е.Довгаленко телеканалу «ТВ БРИКС», 9 июля 2025 года. Полностью интервью на сайте МИД РФ — mid.ru/ru/foreign_policy/news/2035944

 

Новые статьи сайта.

Все статьи

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *