Россия и другие страны в период с 1985 по 1995 год

Россия и другие страны в период с 1985 по 1995 год

Слово Перестройка приобрело самостоятельное политическое значение сразу же после апрельского (1985) Пленума Центрального Комитета КПСС, на котором с речью о «перестройке» выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (р. 1931). Впоследствии это выражение стало ассоциироваться с его именем, политикой и ее результатами.

За годы рыночных преобразований экономика России вступила в глубочайший и затяжной экономический кризис, резко ухудшивший уровень благосостояния граждан и ослабивший ее позиции в мировой экономике и политике.

Для характеристики изменения места России в мировой экономике составим таблицу, характеризующую изменение положения стран за 1985-1995 гг. по их удельному весу в мировом ВВВ по паритетам покупательной способности валют в %.

В список включены 23 страны, удельный вес которых в мировом ВВП по паритетам покупательной способности валют составил на 1995 г. более 1%.

В таблице 1 показаны ранжиры стран в зависимости от их доли в производстве мирового ВВП по паритетам покупательной способности валют.

Таблица 1. Удельный вес стран в мировом ВВВ по паритетам покупательной способности валют в % и их ранжиры

Страна19851995Ранжир 1985Ранжир 1995
США
Китай
Япония
Германия
Индия
Франция
Италия
Великобритания
Бывший СССР
Бразилия
Индонезия
Россия
Канада
Мексика
Испания
Южная Корея
Таиланд
Иран
Австралия
Турция
23,20
5,20
8,20
5,19
3,10
3,94
3,65
3,59
6,40
3,10
1,50
3,92
2,10
2,20
1,76
1,00
0,70
1,30
1,10
0,93
21,8
9,70
8,10
4,98
3,90
3,62
3,34
3,33
3,00
2,90
2,10
1,96
1,90
1,80
1,75
1,70
1,30
1,10
1,10
1,06
1
4
2
5
10-11
6
8
9
3
10-11
15
7
13
12
14
18
20
16
17
19
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
18-19
20

Из таблице видно ухудшение по доле в мировом производстве ВВП позиций США, Японии и стран Западной Европы, взявших курс на либерализацию экономики.

Обращает на себя внимание значительное улучшение позиций стран, предпочитающих государственное экономическое планирование, — Китая, Индии, Индонезии, Южной Кореи и Таиланда, перешедших соответственно с 4-го на 2-е, с 10-11-го мест на 5-е, с 15-го на 11-е, с 18-го на 16-е и с 20-го на 17-е места.

Если по производству ВВП государство СССР занимало в 1985 г. 3-е место в мире, то его правопреемница Россия оказалась на 12-м месте после Бразилии и Индонезии.

Во многом показатели таблице определяются индексами роста ВВП, производимого в указанных странах. Таблица 2 характеризует индексы роста ВВП в ценах 1993 г. (1985 = 100%) в выбранных нами 20 стран за период 1985-1995 гг. и ранжиры стран по индексам роста.

Из таблица 2 следует, что спад производства имел место лишь в бывшем СССР и России.

Во всех остальных странах объем производства ВВП вырос. Сокращение производства ВВП почти на 40% отодвинуло бывший СССР на последнее место в списке «весомых» стран.

Если такие тенденции развития сохранятся, то Россия может быстро выйти из списка «весомых» стран, на место в котором претендуют Пакистан, доля которого в производстве мирового ВВП составила в 1995 г. 1%, Нидерланды и Аргентина, доли которых составила в 1995 г. по 0,9%.

Самые высокие темпы развития экономики достигнуты Китаем, Таиландом и Южной Кореей. Китай, как и Россия, считается страной с переходной экономикой.

Существенное отличие хозяйственных результатов Китая от бывшего СССР объясняется тем, что СССР была индустриальная держава, а экономика Китая, хотя он и является ядерной державой, остается деревенской, сельскохозяйственной.

Удельный вес занятых в сельском хозяйстве во всем населении СССР составлял в 1990 г. 13,7%, а в Китае — 72,2%.

Примерно 1,2 млрд. человек Китая занимается обработкой земли с использованием примитивной техники.

Ограниченная приватизация в сельском хозяйстве с отказом от маоистских коммун и система зон свободного предпринимательства способствовали значительному росту производства продовольствия и дешевых товаров народного потребления, предназначенных для экспорта.

Темпы роста ВВП зависят от инвестиций. Если принять объем инвестиций в 1985 г. за 100%, то в 1995 г. индекс роста инвестиций в ценах 1993 г. для Китая составил 269,2%, Таиланда — 399%, Южной Кореи — 290,6%.

У США инвестиции выросли за этот период лишь на 10,8%, в Японии — на 36,2%.

В индустриальных странах Западной Европы индекс прироста роста инвестиций колеблется от 2% в Италии до 33,3% в Германии.

Из «весомых» стран сокращение инвестиций наблюдается лишь в бывшем СССР — до 50,9% и в России — до 59,1%.

Таблица 2. Индексы роста ВВП в ценах 1993 г. (1985 г. = 100%) и их ранжиры

Страна1995Ранжир 1995
США
Китай
Япония
Германия
Индия
Франция
Италия
Великобритания
Бывший СССР
Бразилия
Индонезия
Россия
Канада
Мексика
Испания
Южная Корея
Таиланд
Иран
Австралия
Турция
127,2
249,5
133,9
129,2
168,9
123,9
123,3
124,9
62,5
125,0
191,0
67,3
124,4
110,9
133,9
231,7
244,5
115,0
133,8
153,2
11
1
7-8
10
5
16
15
13
20
12
4
19
14
18
7-8
3
2
17
9
6

Для индустриальных стран с развитой экономикой период 1985-1995 гг. характерен низко инфляционным режимом.

За указанный период в США потребительские цены выросли на 41,7%, в странах Западной Европы рост цен колебался в интервале 30-50%, в Японии? на 14%.

В Южной Корее и Таиланде, взявших курс на индустриализацию, цены за указанный период выросли на 76 и 53% соответственно.

В Китае цены выросли примерно в 3 раза. Из 23 стран самые высокие темпы прироста потребительских цен наблюдались в Бразилии, где цены выросли примерно в 2 млрд. раз.

В России цены выросли примерно в 4000 раз. По темпам инфляции впереди России? Бразилия и Аргентина.

Однако в странах Латинской Америки были достигнуты определенные успехи в инвестировании производства за счет инфляции, а в России инфляция служила лишь инструментом перераспределения доходов.

Дефицит государственного бюджета (в % к ВВП) в указанном периоде уменьшился в США с 5,4 до 3,1%, в странах Западной Европы наблюдается в основном неравномерное его сокращение, хотя в Великобритании и во Франции дефицит увеличился до 6,5 и 6% соответственно, а в Канаде было достигнуто положительное сальдо государственного бюджета. В Японии дефицит увеличился на 2,7% и составил 3,5%.

В течение указанного периода для Южной Кореи и Таиланда характерно практически отсутствие дефицита, а в отдельные периоды наблюдалось положительное сальдо государственного бюджета.

В Китае дефицит вырос на 1,2% и составил 1,5%. Дефицит в Бразилии составил в 1995 г. всего лишь 1,2%, а в Мексике и Аргентине имело место достижение положительного сальдо государственного бюджета.

Самое большое увеличение дефицита государственного бюджета произошло в России, где дефицит вырос практически с 0 до 10,2%.

За период 1985-1995 гг. уровень безработицы в % к экономически активному населению сократился в США с 7,2 до 5,6%, в странах Западной Европы уровень безработицы вырос в среднем на 1 % (в Великобритании он сократился на 2,5%, в Канаде — на 1%), в Японии этот показатель вырос на 3%.

В странах Азии — Южной Корее и Таиланде, выбравших курс на индустриализацию, уровень безработицы сократился почти в два раза. В Китае уровень безработицы в процентах к активному населению вырос на 0,4% и составил 0,9%.

Этот показатель сократился в Бразилии до 4,5% и увеличился в Мексике с 6,4 до 17,4%. Из 23 стран самые высокие темпы по росту безработицы наблюдались в Аргентине, где этот показатель вырос на 11,2%, и в России — с 0 до 8,3% [54].

Единственный был «успех» у России — рост положительного сальдо внешнеторгового оборота — от 5,5 млрд. долл. в 1985 г. до 13,7 млрд. долл. в 1995 г.

Статья «Ошибки и пропуски» в платежном балансе России, составлявшая в 1993 г. 2,3 млрд. долл., а в 1995 г. — 3,3 млрд долл., свидетельствует о значительном объеме сделок, являвшихся фактически незаконными и отражающих масштабы неперевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту.

У США, наоборот, наблюдается рост внешнеторгового дефицита от 122 млрд. долл. до 175 млрд. долл.

Главной тенденцией экономического развития мирового сообщества в 80-90-х годах 20 века становится ухудшение государственных финансов и инвестиционной активности, рост безработицы и социального неравенства.

Повсеместно, следуя рекомендациям МВФ, наблюдается радикальный отход от государственного регулирования к приватизации материальной и информационной инфраструктур экономики, проведение центральными банками жесткой монетарной политики с сокращением расходов на социальную инфраструктуру (образование, борьба с наркотиками, бедностью и т.д.) и с ростом объемов заимствования средств, формирование международного валютно-кредитного рынка и его инфраструктуры.

По данным бюллетеня по проблемам экономической и социальной политики ИЭА, Россия в 1997 г. по абсолютным объемам ВВП опустилась на 14-е место в мире, а по величине ВВП на душу населения — на 102-е место из 209 стран мира. Впереди России оказались не только Китай, Индия, Бразилия и Индонезия, но и Мексика, Южная Корея.

Величина внешнего государственного долга в 1997 г. в процентах к ВВП составила 29,5%, а всего государственного долга — 50,3%. 

Россия осуществляла либерализацию национальной экономики с целью привлечения иностранных инвестиций.

Доля прямых инвестиций в экономику России в общем объеме иностранных инвестиций сокращался.

Если 1991 — 1993 гг. доля прямых инвестиций составляла 87,9%, в первом квартале 1997 г. — 27,9%.

Всего прямые иностранные инвестиции составили в 1997 г. около 3 млрд. долл.

Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику является США.

К приоритетной отрасли приложения прямых американских инвестиций капитала относится нефтегазовая, куда направляется до 60% всех прямых инвестиций США.

Основные инвесторы в экономику России — Великобритания, Германия, Франция, Швейцария и Нидерланды. Укрепляет свои инвестиционные позиции Япония, имеющая интересы на создании предприятий по освоению природных ресурсов восточных регионов России. 

Характерной чертой финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в 80-х годах 20 века стал резкий рост краткосрочной иностранной задолженности.

На 1 июля 1997 г. она составила в Таиланде 45,6 млрд. долл., в Индонезии — 34,7 млрд. долл., в Тайване — 22 млрд. долл.

Общий алгоритм кризиса таков: власти стран соглашаются с растущей зависимостью национальных экономик от краткосрочного, в основном спекулятивного капитала; массовый отток средств нерезидентов вызывает обвал на фондовых рынках; происходит атака на национальную валюту, паника среди местных инвесторов и населения; государство вынуждено девальвировать валюту.

Краткосрочная задолженность России, составлявшая в середине лета 1997 г. 38 млрд. долл., благодаря ее реструктуризации Лондонским клубом и переходу просроченных обязательств в разряд долгосрочных, составила на 1 января 1998 г. 33 млрд. долл.

Сальдо по счету текущих операций платежного баланса оставалось положительным. Обеспеченность краткосрочного иностранного капитала золотовалютными резервами была выше, чем в большинстве стран ЮВА.

Однако на мировых рынках сырья ухудшилась конъюнктура. Все расчеты на то, что высокие темпы хозяйственного развития в НИС Азии будут определять положительное влияние на общее состояние мировой экономики, оказались неправильными.

Снижение спроса на энергоносители в этих странах, теплая зима, накопление стратегических запасов нефти в США, Западной Европе и Японии, нарушение квот странами ОПЕК и возобновление экспорта иракской нефти вызвали вслед за мировым финансовым кризисом нефтяной кризис.

По результатам трех кварталов 1997 г. экспорт страны уменьшился на 2,2% против роста на 8% в 1996 г., а импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 4%.

Бюджет России держится на поступлениях от продажи энергоносителей, конкретно — нефти и природного газа. При расчетах бюджета 98 предполагалось, что мировые цены составят 15,7 долл. за баррель. Однако уже в конце января мировые цены на нефть стали 12,5 долл. и имеют устойчивую тенденцию к снижению.

Правительство вынуждено секвестрировать расходы бюджета и привлекать международные займы для финансирования его дефицита. Компании добиваются снижения налогового бремени. Однако возможен и другой способ — централизация экспортных поставок в руках государства для уменьшения конкуренции отечественных нефтяных компаний на внешних рынках.

К 1998 г. значительно увеличилось количество каналов, втягивающих Россию в функционирование глобальной финансовой системы.

В России действовало 16 банков со 100%-ным иностранным капиталом. С учетом присутствия зарубежных пайщиков доля иностранного капитала в российской экономике составляла к началу 1998 г. 5,6-8%

Расширилось привлечение синдицированных кредитов, предоставляемых по ставке «ЛИБОР», увеличилось превышение обязательств над активами российских банков за рубежом.

С 1996 г. иностранцы все активней участвовали на рынке ГКО — ОФЗ, а на международных рынках котируют свои акции 14 крупных российских АО.

Многие регионы и области, ведущие компании напрямую, обращались к внешним кредитам, что создавало дестабилизирующий потенциал.

Обвалы на фондовом рынке в октябре 1997 г. и мае 1998 г. вызвал значительное удешевление высоколиквидных акций ведущих российских компаний.

Чтобы спасти рубль от девальвации, Центральный банк резко взвинтил ставку рефинансирования и расходовал золотовалютные запасы, сократившиеся с 25 млрд. долл. летом 1997 г. до 10 млрд. долл. в марте 1998 г.

Однако в глобальной финансовой системе объем валютных сделок, совершаемых каждый день, превышал 1 трлн. долл., а годовой ВВП России составлял 445,8 млрд. долл.

Российская банковская система была не защищена от глобальных финансовых спекулянтов, главной силой которых является американский капитал. Учитывая растущую внешнюю задолженность и внутреннюю задолженность, держателями которой выступают нерезиденты, ухудшение торгового баланса, рост реального дефицита федерального бюджета, Россия была вынуждена провести девальвацию национальной валюты.

По программе заимствований Минфина на 1998 г. первой станет эмиссия облигаций, номинированных в марках, затем — выпуск ценных бумаг в итальянских лирах.

Сорос также признавал, что всемирная система капитализма «закрепляет преимущества центра, предоставляющего капитал, и при этом ущемляет интересы периферии, которая нуждается в этих капиталах и ими пользуется».

Он предупреждает, что движение России назад к замкнутой экономике, осуществляемой через какую-либо форму национализма в рамках мировой капиталистической системы капитализма, обрекает страну на еще более худшее развитие событий.

Российское общество, осознавшее опасность продолжающегося курса, как это и было всегда в истории, стоит перед выбором национальной альтернативы. Путь к национальной экономике с лоббированием отраслевых интересов — это путь назад к диктатуре корпораций с повторением ошибок прошлого и ухудшением позиций России в мировой экономике. Путь к национальной экономике, реализующей устойчивый рост благосостояния граждан, — это путь вперед к диктатуре демократии, к реализации высших принципов развития цивилизации. Только по этому пути и возможно усиление государственной безопасности России.

Резюме – Россия и другие страны

  1. Анализ экономических показателей за 1985-1995 гг. (период радикального и либерального реформирования экономики России) выявил значительное ухудшение позиций России по индексам роста ВВП, по динамике удельного веса страны в мировом ВВП по паритетам покупательной способности валют. Более того, в этом периоде спад производства имел место лишь в бывшем СССР и России. Во всех остальных странах объем производства ВВП вырос. Сокращение производства ВВП почти на 40% отодвинуло бывший СССР на последнее место в списке «весомых» стран, производящих не менее 1 % мирового ВВП.
  2. Темпы роста ВВП зависят от инвестиций. Если для стран Юго-Восточной Азии и Китая был характерен высокий индекс роста инвестиций в ценах 1993 г., то из «весомых» стран сокращение инвестиций (более чем на 50%) наблюдается лишь в бывшем СССР и в России.
  3. Для индустриальных стран с развитой экономикой для этого периода характерен низкоинфляционный режим. По темпам инфляции впереди России лишь Бразилия и Аргентина. Однако в странах Латинской Америки были достигнуты определенные успехи в инвестировании производства за счет инфляции, а в России инфляция служила лишь инструментом перераспределения доходов. Самое большое увеличение дефицита государственного бюджета произошло в России. В то же время наблюдался рост положительного сальдо ее внешнеторгового оборота. Учитывая падение нефтяных цен в мировой экономике, усиление конкуренции с южнокорейскими экспортерами черного металла, начнется ухудшение торгового баланса России.
  4. Уровень безработицы в % к экономически активному населению сократился в США, в странах Юго-Восточной Азии, Бразилии. В странах Западной Европы и Китае уровень безработицы вырос в среднем на 1 %. Из «весомых» стран самые высокие темпу по росту безработицы наблюдались в Аргентине и в России.
  5. В 1998 г. по размеру внешнего долга Россия заняла третье место в мире после Мексики и Бразилии, а по величине ВВП на душу населения впереди России оказались Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика.
  6. К 1998 г. значительно увеличилось количество каналов, втягивающих Россию в функционирование глобальной финансовой системы, что сделало Российскую банковскую систему незащищенной от глобальных финансовых спекулянтов, главной силой которых является американский капитал. Обвал на фондовом рынке в октябре 1997 г. вызвал значительное падение цен на высоколиквидные акции ведущих российских компаний.
  7. Краткосрочная иностранная задолженность России достигла критического уровня, при котором произошли финансовые кризисы в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Резкий рост их краткосрочной иностранной задолженности с последующим массовым оттоком средств нерезидентов вызвал обвал на фондовых рынках с атакой на национальную валюту, после чего произошла ее девальвация.
  8. Для спасения рубля от девальвации Центральный банк резко взвинтил ставку рефинансирования и расходовал золотовалютные запасы. Ухудшение торгового баланса, рост реального дефицита федерального бюджета делает неизбежным наступление финансового кризиса с девальвациеей национальной валюты. Россия продолжает наращивать внешние заимствования у западных стран, что остро ставит перед ней вопрос о выборе альтернативы.

Современная денежно-кредитная политика, финансовые рынки на официальном сайте Правительства России

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *