Обоснование эффективной экономический стратегии для России

Обоснование эффективной экономический стратегии для России. Выявленные в данном разделе причины ухудшения экономической безопасности России позволяют сформулировать задачи экономической политики и определить скоординированные принципы их решения, или концепцию эффективной национальной стратегии.

Задачи: устойчивое увеличение темпов экономического роста, полная занятость, отсутствие инфляции, стимулирование высокопроизводительного труда, сглаживание социального неравенства.

Под темпами экономического роста понимаем темпы роста конечного продукта непроизводственного назначения. Исходя из государственных приоритетов, определяется распределение национальных ресурсов между всеми направлениями его использования. Оптимальная структура по каждому направлению определяется соответствующими экспертами.

Внешнеторговая политика Россия стремится стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и получить торгово-политический статус, аналогичный статусу развитых стран-членов ВТО. Поэтому регулирование внешней торговли в ближайшем будущем следует подчинить присоединению России к ВТО/ГАТТ, но не за счет ухудшения ее экономической безопасности.

Сформированный на протяжении четырех десятилетий механизм ГАТТ позволяет гибко учитывать интересы и особенности самых разных экономик.

Используя положения о переходных периодах, принятые в соглашениях уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993), проходивших в рамках ГАТТ, Россия сможет смягчить неизбежные трудности принятия соответствующих обязательств за счет добровольного ограничения экспорта другими странами, введения жестких тарифных мер, жесткой системы квотирования и лицензирования экспорта и импорта, чтобы защитить потребности эффективного развития национальной экономики.

Наличие эффективной национальной стратегии позволит России выполнить обязательство перед ГАТТ в получении нашими партнерами детальной информации по вопросам, входящим в компетенцию ВТО (о государственной поддержке экономики, промышленной и аграрной политике, государственных торговых предприятиях, интеграции в рамках СЗВ и др.), для повышения качества принимаемых ими деловых решений. В то же время Россия сможет реализовать свое право в получении интересуемой информации для предсказуемого ее доступа на внешние рынки товаров, услуг и капитала.

Валютная политика

Россия как ассоциированный член МВФ осуществляет валютное регулирование в соответствии со статьями соглашения МВФ, но не за счет ухудшения ее экономической безопасности.

Вводится фиксированный реальный рекомендательный обменный курс рубля, определяемый на основе «корзины валютных товаров». Тем самым правительство берет на себя обязательство поддерживать стабильность валюты. Для поддержки курса национальной валюты Банк России продолжит практику объявления границ валютного коридора.

Введение Россией собственного валютного режима не противоречит целям МВФ, так как ее экономическая и финансовая политика направлены на поддержание устойчивого экономического роста в условиях разумной стабильности цен. Реальность обменного курса рубля исключает его манипулирование в целях получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами МВФ.

Бесконтрольность вывоза капиталов мешает эффективному использованию этих капиталов в России и способствует значительному объему незаконных сделок, отражающих масштабы не перевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту.

В соответствии со ст. 6 соглашений МВФ по переводам капитала Россия не может использовать общие ресурсы фонда для покрытия значительного или продолжительного оттока капитала. Для предотвращения такого использования общих ресурсов фонда Россия обращается к фонду с просьбой о применении совместных мер контроля за утечкой капитала за рубеж.

Так как в соответствии с соглашением, ничто не препятствует использованию общих ресурсов фонда для операций с капиталом в разумных масштабах, необходимых для расширения экспорта или для нормального хода торговли, работы банков или иных предприятий, то издание указа о запрете спроса на иностранную валюту в обмен на предложение рублей в случаях, когда превышаются «нормальные потребности торговли», потребности исполнения контрактов и разумные пределы затрат на содержание представительств за границей и при поездках за границу, не будет противоречить соглашениям.

Для контроля за движением капитала Центробанк должен установить четкий режим ввоза и вывоза валют, капиталов и прибылей. Разрешается все то, что не ограничивает расчеты по текущим операциям (см. раздел 3 ст. 6 соглашений МВФ) и способствует реализации эффективной национальной стратегии.

Россия стремится стать добросовестным государством-заемщиком. Регулирование внешней финансовой задолженности будет подчинено этой цели, но не за счет ухудшения ее экономической безопасности. Выплаты по кредитам должны соответствовать возможностям национальной эффективной стратегии.

Россия стремится убедить и заключить соглашения с МВФ и МБРР, с кредиторами Лондонского и Парижского клубов по долгосрочной реструктуризации внешнего долга на льготных для России условиях. Пролонгируя сроки ссуд, Россия рассчитается сполна при динамичном подъеме экономики.

Если кредиторы предъявят России взыскание внешнего долга, то у нас есть резервы: продажа на вторичных рынках обязательств третьих стран (это составляет более 70 млрд. долл.) и возвращение через Интерпол десятков миллиардов российских вкладов в иностранных банках.

Институциональная политика

Главный принцип институциональной политики: целесообразно все, что работает на эффективную национальную стратегию и не противоречит нормам международного права.

Отсутствие скоординированности принципов экономической политики правительства порождает хаос в юридическом оформлении институциональных преобразований.

Поэтому все проводимые государством меры по преобразованию государственных и частных экономических, социальных, финансово-кредитных и инвестиционных институтов (формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся институтов, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни) должны осуществляться в соответствовать требованиям разработки и реализации эффективной национальной стратегии без нарушения норм международного права.

По отношению к органам управления нужно составить в короткий срок схему взаимодействия федеральных органов управления, органов субъектов Федерации и муниципальных органов управления между собой, с международными организациями, с Банком России и с другими финансово-кредитными институтами, с государственными и частными корпорациями и предприятиями.

Важно также строго регламентировать деятельность управленческих звеньев в соответствии с требованиями экономической безопасности, исключить дублирование функций и ликвидировать лишние звенья.

Центральный Банк России должен обеспечить властный контроль за соответствием деятельности всех финансово-кредитных институтов требованиям экономической безопасности. В нем нужно сконцентрировать золотые запасы. Для устойчивого увеличения темпов экономического роста целесообразность любой сделки должна подтверждаться расчетами ее эффективности.

Провести в короткий срок ревизию всех не разорившихся банков и финансовых компаний. Закрыть те из них, бухгалтерские балансы которых признаны непригодными.

Составить список уполномоченных банков, прямо работающих на обеспечение экономической безопасности государства Капиталы в уполномоченных банках, находящихся под контролем правительства нужно аккумулировать и направить их на оплату текущих и инвестиционных затрат производителей, получивших госзаказ по конкурсу бизнес-планов, которые были признаны эффективными для национальной экономики.

Снижение резервных требований для коммерческих банков позволит им предоставлять предприятиям более дешевые кредиты. Ликвидность банков будет поддерживаться за счет инвестиций в реальный сектор. Обязать банки строго следовать количественным ограничениям по кредитам и целевому их назначению в соответствии с государственными нуждами. Здесь форма собственности банка не имеет значения.

В случае отказа следовать этим ограничениям банки необходимо национализировать. Строго регламентировать деятельность банков.

Принять банковский акт, аналогичный банковскому акту Гласса-Стигола, запрещающий коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и муниципальными облигациями).

Инвестиционные по своему уставу финансовые структуры должны сосредоточить свою деятельность на инвестициях, а не ориентироваться на практику «коротких» денег.

Создать Центральный инвестиционный банк, координирующий деятельность инвестиционных финансово-кредитных институтов по мобилизации долгосрочного ссудного капитала и предоставлению его заемщикам в соответствии с государственными приоритетами.

Все хозяйствующие субъекты должны открыть единственный текущий счет в коммерческом банке и сберегательный счет в инвестиционном финансово-кредитном институте соответственно их отраслевой и региональной принадлежности.

Платежные расчеты предприятия осуществляют через банк на основании договоров, заключенных между потребителями и поставщиками. Копии договоров сосредоточиваются в банках.

По форме собственности корпорации и предприятия могут быть государственными и негосударственными. К государственным корпорациям и предприятиям относятся те организации, в которых государство является держателем контрольного пакета акций.

По отношению к частному предприятию-монополисту применяется антимонопольное законодательство, суть которого состоит в прямой зависимости от величины дохода, распределяемой между акционерами, от вклада в приращение эффективности производства. Остальная часть прибыли монополиста мобилизуется в бюджет для инвестиционных нужд государства.

Если негосударственные корпорации или предприятия будут противиться антимонопольному законодательству, то нужно оценить реальную продажную стоимость их активов и потребовать, чтобы акционеры либо доплатили до реальной цены, либо перешли в положение арендаторов невыплаченной части имущества, либо же вернули собственность государству.

Доходы средних и малых предприятий, не являющихся монополистами и не вошедших в состав уполномоченных, образуются как разность между выручкой и затратами, включая уплату налогов.

Независимо от формы собственности, составляется список уполномоченных государством корпораций (ассоциаций) и предприятий с указанием их банковской принадлежности, которые прямо работают на обеспечение национальной безопасности и приравнены по условиям хозяйствования в части получения заказов, формирования цен, налогообложения, порядка кредитования, зарплаты и дохода. В акционерных организациях доход делится между собственниками акций, в неакционерных — по трудовому участию в получении дохода.

Государство способствует конкуренции между хозяйствующими субъектами за присвоение звания «уполномоченного». В этой конкуренции могут принять участие как резиденты, так и нерезиденты государства. Госзаказ и гарантированные кредиты. Выигрывает тот, чей бизнес-план более эффективен. Параметры регулирования экономики, вытекающие из необходимости обеспечения экономической безопасности, являются директивными для уполномоченных организаций.

Так как существующая система сбора информации не может обеспечить непосредственную связь федеральных органов со всеми средними и малыми предприятиями, то государство помогает им в создании корпораций. В рамках корпорации образуется более тесное, чем при обычных контрактах, организационно-технологическое взаимодействие предприятий и торговых фирм, что сокращает риск, издержки на производство продукции и содержание посредников. Крупные производственно-торговые синдикаты могут упорядочить движение товарных потоков, чтобы ликвидировать невероятные накрутки цен. Финансовым центром корпорации выступает банк.

Для защиты государственных интересов в землепользовании и в экспорте стратегического сырья земля и недра земли служат объектом собственности государства. Формы землепользования, если это способствует реализации эффективной стратегии, могут быть разные: государственная, коллективная, частная, в том числе на правах аренды и с привлечением иностранного капитала.

Структурно-инвестиционная политика

Главный принцип структурно-инвестиционной политики: подчинение отраслевого и регионального развития эффективной реализации государственных приоритетов в распределении финансовых средств между направлениями непроизводительного использования конечного продукта.

Традиционно под структурной политикой в отношении развития отраслей экономики понимается выделение приоритетных отраслей, так называемых отраслей-локомотивов, которым государство оказывает поддержку.

В отечественной экономике на роль таких локомотивов обоснованно претендуют авиастроение, ракетно-космический и атомно-энергетический комплексы. Обеспечивается также поддержка отраслей инфраструктуры и тех производств, которые сдерживают потребительский импорт, увеличивая таким образом долю экспортной выручки, направляемой на цели инвестирования. Одно из ведущих мест среди таких производств принадлежит агропромышленному комплексу. Промышленная и аграрная политика лишь инструменты в реализации цели развития производства. А эта цель состоит в устойчивом увеличении темпов роста конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре при достижении полной занятости, отсутствии инфляции и справедливом распределении доходов. Так как темпы экономического роста прямо зависят от объема производственных инвестиций, то первым делом, исходя из государственных приоритетов, нужно установить макроэкономическую пропорцию распределения фонда на текущие и инвестиционные цели производства.

Далее государственные приоритеты расставляются по непроизводственным направлениям: оборона, потребительский рынок, экспорт, социальная инфраструктура (наука, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь), институциональная инфраструктура (органы управления и финансово-кредитные институты), право- охранение, экологическая безопасность, резервы. В соответствии с ними распределяются расходы фонда заработной платы, используемого на производство конечного продукта непроизводственного назначения. В рамках выделенных расходов экспертами определяется оптимальная структура конечного продукта по каждому непроизводственному направлению его использования.

На основе государственных приоритетов и бизнес-планов конкурирующих производителей, составляется межотраслевой баланс развития, учитывающий мультипликативную связь отраслей экономики, обеспечивающих устойчивое увеличение темпов экономического роста при достижении полной занятости. В соответствии с ним намечаются темпы роста отраслей, определяющих технический прогресс, отраслей, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики и уточняются приоритеты в промышленной и аграрной политике, на реализацию которых направляются инвестиции, то есть определяется эффективная национальная стратегия.

Политика ценообразования

Главный принцип ценообразования на потребительском рынке состоит в соответствии его цен ценам равновесия, при которых спрос равен предложению.

Однако для преодоления инфляции спроса требуется применение мер принудительного замораживания цен, иначе повышение стоимости жизни вынуждает трудящихся требовать увеличения номинальной заработной платы, что способствует раскручиванию инфляции. Поэтому государство должно взять цены на потребительские товары первой необходимости под свой жесткий контроль. Чтобы не создавать дефицита продуктов возможен вариант нормативного снабжения населения такими товарами по твердым ценам. Одновременно с нормативным снабжением продуктов функционирует коммерческая торговля, в которой товары продаются по рыночным ценам. Разница между рыночными ценами и ценами на товары нормативного снабжения изымается в бюджет в виде налога с оборота.

На рост розничных цен может повлиять продажа инвалюты. В этом случае для обеспечения стабильности национальной валюты и цен Центральный банк, мобилизуя валютные средства, предоставляет их внешнеторговым организациям для закупки импортных товаров повышенного спроса. В случае роста платежеспособного спроса на покупку инвалюты Центральный банк использует инвалютные резервы для поддержки фиксированного курса.

С повышением устойчивости и покупательной силы рубля, особенно по «потребительской корзине», будут уменьшаться запасы иностранной валюты у населения, и нормированное обеспечение продуктами первой необходимости станет нецелесообразным.

Главным принципом формирования цен производителей является их соответствие реальным затратам, включающим текущие, обеспечивающие производство продукта и инвестиционные затраты, обеспечивающие создание дополнительных производственных мощностей, увеличивающих выпуск продукта при том же объеме текущих затрат, а также налоговые затраты производителей.

К элементам текущих затрат относятся сырье, материалы, топливо, электроэнергия, вспомогательные материалы, заработная плата, взносы в фонд социального страхования, налоги на производство, процент за кредит, поощрительный доход (денежное вознаграждение) за прирост эффективности производства. Инвестиционные затраты связаны с научными исследованиями, повышением квалификации, капитальным ремонтом, строительством, созданием новой техники и другими затратами, необходимыми для роста эффективности производства {амортизационные отчисления не отделяются от инвестиционных затрат). В зависимости от роста эффективности производства во времени уполномоченные производители получают поощрительный доход.

Основная причина неплатежеспособности и банкротства предприятий — отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях, задающих тон инфляции издержек. Исчисление цен производителей на уровне реальных затрат ликвидирует корни кризиса неплатежей и инфляции издержек.

Для преодоления инфляции издержек и кризиса неплатежей возможны следующие варианты:

  • Принимается закон о договорной дисциплине между уполномоченными производителями.
  • Государство фиксирует цены на исходные сырьевые, топливные ресурсы.
  • Принимается закон о порядке отнесения текущих и инвестиционных затрат, обеспечивающий паритет цен по последовательным переделом продукции в народном хозяйстве — от угля и нефти до хлеба и обуви и т.д. При таком подходе затраты поставщиков, выраженные в ценах производителей, возмещают потребители. Процесс заканчивается выходом продуктов в сферу распределения для удовлетворения конечного спроса. Одна часть оплачивается населением и неуполномоченными производителями по рыночным ценам, другая — из бюджета.
  • Нормативы поощрительного дохода для уполномоченных хозяйственных объектов и монополистов определяет государство (внутри корпорации между предприятиями — руководство корпорации) в зависимости от вклада конкретных производителей в рост эффективности. Производитель получит поощрительный доход лишь при условии выполнения заключенных договоров. В этом случае обман налогового ведомства (завышение в цене себестоимости и соответственно припрятывание прибыли) становится затруднительным и невыгодным.
  • Поощрительные доходы средних и малых предприятий, не являющихся монополистами и не вошедших в состав уполномоченных, образуются как разность между выручкой от реализации и затратами — текущими и инвестиционными, включая уплату налогов. Сверхприбыли могут быть изъяты в госбюджет через прогрессивные ставки налога на прибыль, рентные платежи.

Для перехода к ценообразованию на уровне реальных затрат нужно произвести взаимозачет требований бюджета, банков и предприятий друг к другу.

Сбалансированная система цен производителей рассчитывается на основе межотраслевого баланса развития.

Политика доходов

Главный принцип: стимулирование эффективного, а не спекулятивного использования собственности, увеличение удельного веса доходов в виде оплаты труда и социальных трансфертов при адекватном уменьшении доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности.

Устанавливается контроль государства за темпами роста денежных доходов. Уровень минимальной зарплаты, пенсий, пособий, стипендий следует установить на уровне реального прожиточного минимума, а не физиологического минимума.

Для стимулирования высокопроизводительного труда государство устанавливает объем поощрительного дохода, распределяемого между уполномоченными производителями в зависимости от их вклада в рост эффективности использования национальных ресурсов. Это заставит конкурирующие предприятия проводить маркетинговые и научно-технические исследования для принятия напряженных бизнес-планов, чтобы войти в государственный план и претендовать на гарантированный поощрительный доход.

Государство не оставляет без внимания и высокие доходы граждан, устанавливая максимально допустимый уровень дохода, получаемый от владения собственностью и от предпринимательской деятельности. Для «смягчения» давления высоких доходов на цены потребительского рынка осуществляется долгосрочная реструктуризация внутреннего государственного долга, вводятся налоги на проведение операций с ценными бумагами, может быть организована продажа новых государственных обязательств. На высокие и сверхвысокие доходы и имущественные владения назначается жесткий налог даже на уровне 90% и более. Выплаты по внутреннему государственному долгу и уровень налогообложения высоких доходов должны соответствовать требованиям экономической безопасности.

Должно быть введено жесткое наказание за коррупцию, рэкет, обман налогового ведомства. Казна должна выжимать максимум с богатого и незаконопослушного, причем не только налоги, но и конфискации его капитала, созданного, как правило, обманным путем. 

Финансовая политика

Главные принципы: сбалансированность материально-вещественных и финансовых пропорций народного хозяйства, упрощение системы налогообложения для повышения надежности формирования доходной части бюджета и усиления контроля за доходами.

Сбалансированный консолидированный бюджет, учитывающий все внебюджетные фонды, исключает эмиссию денег, рост внутреннего и внешнего государственного долга для покрытия дефицита, грубое секвестирование бюджетных расходов на финансирование бюджетной сферы и задолженность по заработной плате и пенсиям. Такой бюджет может быть составлен лишь на основе межотраслевого баланса развития, в котором расходы между направлениями непроизводственного использования конечного продукта распределены в соответствии с государственными приоритетами структурно-инвестиционной политики.

Для этого составляется плановый межотраслевой баланс в ценах производителей, в котором выпускам конечного продукта по всем непроизводственным направлениям (для социальной инфраструктуры, охватывающей образование, здравоохранение, культуру и другие виды обслуживания населения, фундаментальной науки, обороны, правоохранительной деятельности, потребительского рынка, экспорта и др.) строго соответствуют источники получения средств для их производства — доходы бюджета, доходы населения (заработная плата и поощрительный доход), доходы от импорта. Исходя из требования сбалансированности материально-вещественных и финансовых пропорций народного хозяйства на основе межотраслевого баланса в ценах производителей рассчитываются налоговые ставки — величины налогов на единицы обложения, служащие ориентирами при установлении ставок налогообложения конкретных производителей.

В расходах консолидированного бюджета можно было предусмотреть финансирование производственных инвестиций, что предполагает соответствующее их налогообложение. Однако, учитывая жалобы производителей на несправедливое налогообложение инвестиций и их стремление к самостоятельности с целью инвестирования производства предоставляются кредиты на условиях возвратности и уплаты процентов.

Доходы бюджета формируются из прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги на доходы и имущество:

  • пропорциональное налогообложение используемого фонда заработной платы для социальных нужд государства;
  • пропорциональное налогообложение поощрительного дохода для формирования его объема в бюджете, распределяемого государством на цели премирования уполномоченных производителей;
  • прогрессивное налогообложение высоких доходов, владения имуществом, наследства, ценных бумаг в целях снятия «напряженности» на потребительском рынке и сглаживание социального неравенства (даже на уровне 90% и более).
  • степень девальвации и ревальвации рубля определяется темпами инфляции, балансом притока и оттока иностранного капитала, золотовалютными резервами России;
  • поддержка стабильного курса рубля обеспечивается за счет роста внешней задолженности и исчерпания золотовалютных резервов России;
  • либерализация движения капиталов ведет к бесконтрольной утечке его за рубеж, скупке национальных предприятий иностранным капиталом, усилению зависимости национальной экономики от движений спекулятивного капитала в мировой экономике;
  • устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты обеспечивается за счет роста производства благ, пользующихся высоким спросом населения на потребительском рынке, регулирования движения капиталов и отсутствия инфляции;
  • за счет роста реальной платежеспособности рубля уменьшается внешняя задолженность и наращиваются золотовалютные резервы России;
  • регулирование внешней задолженности осуществляется за счет динамичного подъема экономики;
  • долгосрочная реструктуризация внешнего долга и построение новых платежных отношений с должниками бывшего СССР учитывающая возможности национальной стратегии и без ущерба благосостоянию другим странам, возвращение через Интерпол российских вкладов в иностранных банках. 
  • Банк России несет ответственность за кредитование эффективной национальной стратегии, стабильность национальной валюты и состояние платежного баланса;
  • осуществляется региональная интеграция финансово-кредитной системы
  • определяется список уполномоченных коммерческих банков, прямо работающих на реализацию, национальной стратегии, стимулируется их вклад в рост эффективности производства.
  • создание Центрального инвестиционного банка, координирующего деятельность уполномоченных инвестиционных институтов для реализации национальной стратегии;
  • либерализация внешней торговли и ориентация внутренних цен на мировые ведет к перераспределению финансовых ресурсов в пользу развития сырьевых отраслей.
  • растущая задолженность хозяйствующих субъектов и бесконтрольность в распределении доходов определяют текущее “проедание” инвестиций и рост привлечения иностранных инвестиций
  • снимается контроль государства за темпами роста денежных доходов;
  • растут доходы в сырьевых отраслях и финансово-кредитной сфере за счет уменьшения доходов других отраслей.

Политика доходов

Принципы: стимулирование эффективного использования всех форм собственности и сглаживание социального неравенства.

Их реализация:

—устанавливается контроль государства за темпами роста денежных доходов;

— уровень минимальных доходов устанавливается на уровне прожиточного минимума: поощрительный доход зависит от вклада каждого в реализацию эффективной национальной стратегии. 

Финансовая политика

Принципы: фискальная направленность федерального бюджета, финансовая дезинтеграция России для распродажи национальных ресурсов; усложнение системы налогообложения для роста уклонений от уплаты налогов.

Их реализация

— фискальный подход к определению налоговых ставок делает невозможным составление сбалансированного федерального бюджета, в связи с чем дефицит бюджета все более покрывается иностранными инвестициями, что увеличивает нагрузку на платежный баланс страны и вынуждает правительство идти на секвестирование бюджета.

— неравномерность размещения сырьевых отраслей и кредитно-финансовых структур усиливает бюджетную дезинтеграцию регионов по уровню денежных доходов населения на территории-доноры и дотационные субъекты; 

Финансовая политика

Принципы: народнохозяйственная направленность федерального бюджета, финансовая интеграция России с целью реализации эффективной национальной стратегии; упрощение системы налогообложения для улучшения контроля за доходами.

Их реализация

— на основе МОБ развития в ценах производителей составляется сбалансированный федеральный бюджет со строгим соответствием доходов бюджета его расходам и соблюдением конвенции ООН об устранении двойного налогообложения без ущерба благосостоянию других стран.

— комплексное развитие народного хозяйства, направленное на сглаживание социального неравенства регионов, и составление сбалансированного бюджета будет означать усиление бюджетной интеграции регионов.

Денежно-кредитная политика

Принципы: бесконтрольность обналичивания безналичных денег, подчинение организации банковской системы реализации функции посредников по продаже национальных ресурсов на международном финансовом рынке

а) Наличные деньги

Принципы: эмиссия наличных денег определяется темпами развития инфляции под контролем МВФ; их нехватка компенсируется увеличением внешней задолженности.

Их реализация

— бесконтрольное обналичивание безналичных денег и перевод рублей в инвалюту и наоборот, усиливает зависимость денежно-кредитной системы от поведения иностранных инвесторов

б) Безналичные деньги

Принципы: “нехватка” денег для погашения задолженностей предприятий компенсируется денежными суррогатами и привлеченными средствами иностранных инвесторов;

Их реализация

— кризис ликвидности, вызванный кризисом неплатежей, стимулирует рост количества сделок по бартеру, рост взаимозачетов и денежных суррогатов, увеличивает региональную дезинтеграцию и долларизацию экономики;

в) Процентные ставки по операциям банков

Принципы: процент за кредит рассматривается как рыночная цена ограниченных кредитных ресурсов, позволяющая банкам получать высокие доходы от их посреднической деятельности.

Их реализация:

— в условиях либерализации национального финансового рынка процентные ставки определяются под воздействием баланса притока и оттока иностранных инвесторов

Денежно-кредитная политика

Принципы: строгое разграничение сфер обращения наличных и безналичных денег, подчинение организации банковской системы потребностям разработки и реализации эффективной национальной стратегии.

а) Наличные деньги

Принципы: эмиссия наличных денег определяется суммой цен благ, реализуемых на потребительском рынке и средней скоростью обращения денег.

Их реализация

— сумма цен благ потребительского рынка определяется на основе МОБ и баланса денежных доходов и расходов населения, в условиях регулирования внешней торговли и движения капиталов.

б) Безналичные деньги

Принципы: безналичная денежная масса определяется объемом продукции, реализуемой между хозяйствующими субъектами в ценах производителей, и скоростью ее обращения.

Их реализация

— хозяйствующие субъекты имеют все необходимые текущие и инвестиционные денежные средства для реализации эффективной национальной стратегии на условиях возврата и уплаты процента;

в) Процентные ставки по операциям банков

Принципы: процент за кредит рассматривается как плата, взыскиваемая с производителей для покрытия текущих и инвестиционных расходов банков

Их реализация:

— величина процента за кредит рассчитывается на основе материальных расходов органов денежно-кредитной системы и их вклада в рост эффективности производства

Региональная политика

Принципы: ослабление федеративного государства из-за роста экономического неравенства регионов в зависимости от размещения на их территории прибыльных или убыточных хозяйствующих субъектов и банков.

Региональная политика

Принципы: укрепление федеративного государства за счет единых правил участия регионов в составлении и реализации эффективной национальной стратегии и сглаживания их социального неравенства. 

Политика интеграции в рамках СНГ

Принципы: ослабление интеграции в рамках СНГ из-за роста долгов государства и их зависимости от предоставления внешних займов 

Политика интеграции в рамках СНГ

Принципы: усиление интеграции в рамках эффективной межгосударственной стратегии развития, создания органов межгосударственного регулирования для ее реализации и сглаживания социального неравенства 

Резюме

Задачами экономической политики, обеспечивающей выход России на эффективную национальную стратегию и тем самым рост уровня безопасности, являются: устойчивое увеличение темпов экономического роста, полная занятость, отсутствие инфляции, стимулирование высокопроизводительного труда, сглаживание социального неравенства.

Россия использует участие в международных экономических организациях, внешнеторговое и валютное регулирование, регулирование внешней финансовой задолженности, исходя из потребностей реализации эффективной национальной стратегии.

Главный принцип институциональной политики: целесообразны все те преобразования экономических институтов, которые обеспечивая разработку и реализацию эффективной национальной стратегии, не противоречат нормам международного права. Земля и недра земли являются объектом собственности государства. Формы собственности на средства производства, если это способствует реализации эффективной стратегии, могут быть разные: государственная, коллективная, частная, в том числе на правах аренды и с привлечением иностранного капитала.

Главный принцип структурно-инвестиционной политики: приоритеты промышленной и аграрной политики подчинены эффективной реализации эффективной национальной стратегии, учитывающей государственные приоритеты в распределении финансовых Средств между конечными целями производства. Исходя из государственных приоритетов и бизнес-планов конкурирующих производителей, составляется межотраслевой баланс оптимального развития, на основе которого определяется распределение инвестиций и уточняются приоритеты в промышленной и аграрной политике.

Главный принцип ценообразования на потребительском рынке состоит в соответствии его цен ценам равновесия, хотя для преодоления инфляции спроса возможно принудительное замораживание цен на продукты первой необходимости с параллельной организацией коммерческой торговли.

Главным принципом формирования цен производителей является их соответствие реальным затратам с фиксацией цен на исходные сырьевые и топливные ресурсы, что ликвидирует корни кризиса неплатежей и инфляции издержек.

Главным принцип политики доходов состоит в стимулировании эффективного, а не спекулятивного использования собственности; в увеличении удельного веса доходов в виде оплаты труда и социальных трансфертов при адекватном уменьшении доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности.

Главные принципы финансовой политики — сбалансированность материально-вещественных и финансовых пропорций народного хозяйства; упрощение системы налогообложения для повышения надежности формирования доходной части бюджета и улучшения контроля за доходами.

Главные принципы денежно-кредитной политики — строгое разграничение сфер обращения наличных и безналичных денег, подчинение организации банковской системы потребностям разработки и реализации эффективной экономической стратегии. Эмиссия наличных денег определяется суммой цен благ, реализуемых на потребительском рынке, и средней скоростью обращения денег. Рост реальной платежеспособности национальной валюты рассматривается нами как показатель критериев для сопоставления итогов хозяйствования различных государств. Безналичная денежная масса определяется объемом продукции, реализуемой между хозяйственными объектами в ценах производителей, и скоростью ее обращения. При этом текущие депозиты используются только для кредитования текущих расходов, сберегательные — для инвестиционных. Процент за кредит рассматривается как плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование ссуженными деньгами.

Главные принципы региональной политики состоят в разработке единых правил участия регионов в составлении и реализации эффективной национальной стратегии развития и сглаживании их социального неравенства.

Главные принципы политики интеграции в рамках СНГ состоят в совместной разработке странами СНГ эффективной межгосударственной стратегии развития и создании органов межгосударственного регулирования для ее реализации.

Выводы к разделу 4

Анализ экономических показателей за период радикального и либерального реформирования экономики России выявил значительное ухудшение позиций России в мировой экономике. Сегодня по размеру внешнего долга Россия занимает третье место в мире, краткосрочная иностранная задолженность России достигла критического уровня, а огромное количество каналов, втянувших Россию в функционирование глобальной финансовой системы, однако ее банковскую систему незащищенной от транснациональных финансовых спекулянтов, главной силой которых является американский капитал. Дешевеют акции российских компаний, расходуются золотовалютные запасы, взвинчивается ставка рефинансирования для спасения рубля от девальвации и продолжают наращиваться внешние заимствования, что делает неизбежным наступление глубочайшего кризиса в России с тяжелыми социальными последствиями.

Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной стратегии развития. Под нею понимается стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в эффективной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов. Критерием экономической безопасности государства служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной стратегии развития и степень доверия к ней, как внутри государства, так и со стороны международных организаций.

Анализ экономических, социальных и финансовых индикаторов безопасности выявил негативные тенденции социально-экономического развития России и причины ухудшения макроэкономической ситуации. Основной причиной является развал единого государства СССР с отказом от государственного экономического планирования и последовавшая затем сырьевая ориентация национальной экономики в связи с выбором курса на либерализацию экономики и внешние заимствования.

Выбор курса на либерализацию экономики был сделан в связи с нараставшими экономическими проблемами в СССР и решением руководства обратиться за помощью в МВФ, а не применить чрезвычайные меры для финансовой стабилизации и во главу угла поставить решение проблем оптимального управления экономикой.

Ухудшение экономической безопасности России сопровождается упрочением власти на ее территории транснациональных корпораций, в основном базирующихся в США. Проводниками интересов транснациональных корпораций являются МВФ и Всемирный банк, которые выделяют государствам дополнительные займы при условии выполнения ими роли помощника и регулятора господствующей концепции глобализма. Следуя дефляционному аскетизму, МВФ рекомендует правительству сокращать социальные расходы и увеличивать налоги. Учитывая опасность усиления коррупции и социальную дезинтеграцию внутри государств между ними, для обеспечения социального прогресса цивилизации нужна смена международной экономической стратегии. Угроза безопасности России, ее ресурсный и интеллектуальный потенциал объективно определяют неизбежность начать первой изменение международной экономической стратегии.

Экспертиза проектов федерального бюджета за 1997 и 1998 гг. выявила неизбежность продолжения ухудшения экономической безопасности России. Первоочередной проблемой для правительства остается несбалансированность материально-вещественных и финансовых потоков в экономике. Без ее решения, несмотря на составление бюджета развития, сохранится тенденция снижения объема производственных инвестиций.

В послании президента на 1998 г. сделан выбор в пользу стратегии подъема, однако анализ всех разделов экономической политики выявил продолжение либерализации экономики с надеждой на займы МВФ, иностранные инвестиции и ипотечное кредитование под продажу земли с осуществлением программы экономии социальных расходов. Отсутствие стратегии подъема у правительства вынуждает его заниматься поиском денег для бюджета и «пускаться» в политический торг по проведению земельной реформы для продажи земли в обмен на иностранные инвестиции, что будет ухудшать государственную безопасность России.

Главной угрозой экономической безопасности России является отсутствие скоординированной системы принципов экономической политики как у правительства, так и у оппозиции. Анализ предложений оппозиции, сделанных на базе монетаризма с использованием некоторых методов, усиливающих государственное регулирование экономики, и на базе корпоративизма с использованием планирования и рынка, показал невозможность их использования для перехода к стратегии подъема.

Для выхода из кризиса нужна согласованная система принципов экономической политики, реализующая стратегию оптимального развития национальной экономики, направленную на устойчивый рост уровня благосостояния граждан при полной занятости, отсутствии инфляции, сглаживании социального неравенства и стимулировании высокопроизводительного труда.

Исходя из потребностей разработки и реализации эффективной национальной стратегии, Россия должна проводить скоординированную экономическую политику по всем ее разделам на основе межотраслевого баланса развития.

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *